Эксперты банка «Открытие» (входит в группу ВТБ) проанализировали динамику продаж китайских автомобилей, которые показали двузначный и даже трёхзначный рост в мае 2024 года, несмотря на общее падение рынка. И если бурный рост популярности новинок этого года закономерен и обусловлен низкой базой, то прибавка продаж ряда лидеров рынка имеет более интересные причины — от специальных поддержек импортеров и прямого снижения цен до развития маркетинговых федеральных программ по узнаваемости конкретной модели.
Следуя тенденции падения продаж всего рынка (-8% за май), порядка двухсот чайна-каров стали продаваться хуже, чем в апреле. Тем не менее в нашем авторитейле нашлось более двух десятков машин из Поднебесной, которые нарастили объемы реализации. Причем у некоторых из кроссоверов (Changan CS95, Jaecoo J8), а также у седана DFM Aeolus Shine Max динамика оказалась трехзначной, еще у 13 автомобилей рост был двузначным.
Так, большой вседорожник Changan СS95 отметился в мае самой яркой динамикой роста продаж в 257%. Автомобиль появился в России летом прошлого года и уже осенью стал продавался сотнями «штук» в месяц. Однако ближе к новому году и весной 2024 дистрибьютор решил увеличить стоимость автомобиля сначала на 120, а потом еще 200 тысяч рублей. В итоге минимальная стоимость CS95 превысила психологически высокую отметку в 4 миллиона рублей, продажи упали, а склад машин 2023 года выпуска оказался переполнен. Ситуация изменилась вслед за возможностью снизить цену до 3,35 миллиона за счет весомых поддержек F&I и trade-in.
В той же парадигме развивались продажи и поддержка еще трех моделей марки Changan, отметившихся в мае ростом. Это бестселлер бренда кросовер СS55 (+82% к апрелю), лифтбэк Uni-V (+31%) и компактный паркетник CS35 (+7%). С той разницей, что они играют в более демократичных сегментах машин за 2-3 миллиона рублей и поэтому продаются в более весомых (иногда тысячами «штук» в месяц) объемах. Задача Changan на текущий год — войти в тройку самых продаваемых марок из Поднебесной, а значит, впервые продать в России более сотни тысяч автомобилей. Ради этого дистрибьютор будет вынужден делать все, чтобы быстрее освобождать склады от машин 2023 года и заполнять их новым товаром.
Оставив неудачные попытки продавать почти по три миллиона рублей модель со сложным названием DFM Aeolus Shane Maх (168 а/м, +171%), «Моторинвест» пошел на прямое снижение прайс-листов. В мае появилась возможность приобрести этот вполне достойный седан среднего класса длиной 4,8 метра и двигателем в 190 л.c. по цене 2,2 миллиона рублей. В итоге покупателям стало проще заметить, что «четырехдверка» от DFM ничуть не хуже уже известного прямого конкурента — Chery Arrizo 8.
Последний в свою очередь, хотя и не сдал в мае позиций, но рост его продаж на фоне других машин в топ-20, сродни погрешности (+6%). То же самое справедливо в отношении кроссовера FAW Bestune T77 (+6%). С той оговоркой, что еще и абсолютные цифры продаж этого кроссовера остались очень скромными (116 а/м) — меньше, чем по одной «штуке» на салон.
Ценовое позиционирование Hongqi — придворной марки правительства КНР — почти не менялось. Однако в мае продажи седана бизнес-класса Hohgqi H5 подскочили до 369 машин (+78% к апрелю). Из них 286 а/м приобрели юридические лица. Похоже, что этап подготовки транспорта к экономическому форуму в Санкт-Петербурге, где Hongqi получала важное маркетинговое продвижение, прошел вполне успешно.
Серьезную поддержку дистрибьютора также на федеральном уровне, но уже в виде автопробега, «ударившего по бездорожью» от Москвы до Владивостока, весной имела марка Jetour. На продажах ее новинки — вседорожника T2 — это сказалось наилучшим образом (920 а/м, +24%).
Причины завидной для многих динамики кроссовера Jaecoo J8 (689 а/м, +246%) — начальный этап построения бизнеса. В свою очередь полюбившиеся в такси JAC J7 и Chery Tiggo 7Pro Maх, новинки Geely (Okavango и Atlas) и SWM (G01F) отличились более скромной двузначной динамикой роста. Им пока не хватает известности, но по части техники и оснащения есть все, чтобы продолжать наращивать темпы роста бизнеса.
Машины родственной Volkswagen китайской марки Jetta — кроссоверы VS-5 (108 а/м, +14%) и седаны VA-3 (191 а/м, +6%) продаются уже второй год. Они продолжают попадать в нашу страну по параллельному импорту. Еще зимой дилеры завезли больше автомобилей, чем смогли реализовать, поэтому в мае на машины 2023 года можно было получить дисконт до 400 тысяч рублей. В свою очередь Jetour XC70 (589 а/м) прибавил в мае 10% благодаря тому, что дистрибьютор увеличил с 200 до 350 тысяч рублей размеры поддержек.
Полюбившийся российским клиентам за оригинальную внешность, удобство посадки и щедрость оснащения кроссовер Haval Dargo (1 987 а/м, +8%) также обеспечил себе в мае положительную динамику. Машины 2023 года все еще можно приобрести за 2,45 миллиона рублей. Но даже у московских дилеров их осталось немного, а на всю Россию, судя по агрегаторам, чуть более 500 «штук». При этом подорожавшие на 140 тысяч рублей автомобили 2024 года стали неплохо создавать срочность покупки.
Так или иначе, уровень узнаваемости конкретных китайских брендов, а тем более моделей в России остается по-прежнему низким. Особенно за рамками тройки марок, которые ведут бизнес в России более 10 лет (Chery, Geely и Haval). А значит, перераспределение клиентов от менее выгодных в моменте моделей к более привлекательным будет происходить и дальше. При этом, какова бы ни была динамика рынка в целом, на нем неизбежно будут появляться модели, которые краткосрочно будут показывать двузначный рост. В июне с учетом того, что бизнес подойдет к закрытию очередного квартала, таких машин наверняка будет больше.