В среду, 5 июня, на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) в Санкт-Петербурге прошла торжественная церемония спуска на воду головного пассажирского судна проекта А45-90.2 «Виктор Астафьев», построенного по заказу Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК).
Контракт на строительство двух теплоходов был подписан в 2020 году в рамках программы льготного лизинга водного транспорта ГТЛК с государственным финансированием. Это первые суда проекта А45-90.2, которые создаются в России.
«Программы льготного лизинга ГТЛК не только способствуют обновлению отечественного флота, но и развитию внутреннего туризма, обеспечивая новое качество речных круизов. Теплоходы «Виктор Астафьев» и «Андрей Дубенский» – современные суда, которые заменят предыдущие модели, выработавшие нормативный срок эксплуатации, и станут флагманами пассажирского флота на Енисее», – прокомментировал генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих.
«Судостроение – системообразующая отрасль для Петербурга с его основания. Сегодня город – один из важнейших центров судостроительной индустрии России. Работа петербургских корабелов по созданию пассажирских судов для Красноярского края и других арктических регионов России будет способствовать развитию речного и морского транспорта страны. Это подчеркивает потенциал нашего города как центра арктических компетенций. Важно, что этот проект поможет открыть новые перспективы для экономического роста и сотрудничества в этом стратегически важном северном регионе. И прежде всего – во внутреннем туризме. Его развитие и расширение географии поездок – одна из задач, которую перед всеми регионами поставил Президент России», – отметил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
«Скоро на этом красивом, комфортабельном теплоходе все желающие смогут увидеть места, которые писатель Виктор Астафьев прославил в мировой литературе. Мы искренне рады дать возможность большему числу людей поближе познакомиться с Енисеем и Красноярским краем. Сейчас по нашей реке путешествуют около 600 тыс. человек в год. Рост пассажиропотока сдерживают только возможности судов. С приходом двух новых флагманов, «Виктора Астафьева» и «Андрея Дубенского», мы откроем новую страницу в истории судоходства на Енисее. Эти корабли станут гордостью нашего флота. Благодарю руководство и сотрудников судостроительного завода за большой труд, который еще далеко не окончен. Партнерство с одним из лидеров отечественного кораблестроения позволит нам впервые за многие годы начать обновление речного флота на Енисее. Приглашаю всех следующим летом совершить незабываемое путешествие по Енисею на теплоходе «Виктор Астафьев», – заявил губернатор Красноярского края Михаил Котюков.
«Сегодняшнее событие – спуск на воду головного судна проекта А45-90.2 «Виктор Астафьев – имеет высокую социальную значимость. Это еще один шаг вперед в отечественном судостроении по расширению, наращиванию компетенций. Самое главное – впервые в стране завод строит суда класса «река-море», которые будут работать в Арктической зоне Российской Федерации, на реке Енисей, где перевозка людей на большие расстояния по водным артериям является практически безальтернативным средством транспортировки. Особую роль в этом проекте играет безопасность, экономическая эффективность, уровень комфорта, отвечающий современным мировым стандартам, а также высокая экологичность», – сказал статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
«Корабелы ОСК в очередной раз доказали, что способны реализовать любые, даже самые амбициозные проекты. Строительство теплохода «Виктор Астафьев» продемонстрировало высокий профессионализм специалистов Средне-Невского судостроительного завода. Сегодня обновление гражданского флота одна из приоритетных задач государства, которую команда ОСК уже выполняет. Строительство круизных судов – важное направление деятельности Корпорации. Нам есть что предложить и судовладельцам и, конечно же, гостям наших комфортабельных, современных теплоходов» – отметил генеральный директор АО «ОСК» Андрей Пучков.
Ожидается, что первое судно «Виктор Астафьев» будет запущено по Енисею в навигацию 2025 года.
Суда смешанного (река-море) плавания проекта А45-90.2 способны вместить до 245 пассажиров и пройти без бункеровки до 5000 км. На борту расположены: ресторан, бары, медицинская каюта, камеры хранения, пассажирский лифт. Для размещения пассажиров на палубах судна предусмотрены: каюты комфорт класса, семь кают класса «Люкс», а также одна двухместная каюта для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Программа льготного лизинга водного транспорта ГТЛК направлена на обновление флота российских судоходных компаний, замену устаревшей техники современными и комфортабельными судами, развитие отечественного судостроения и внутреннего туризма. С начала запуска программы в 2018 году ГТЛК законтрактовала 83 судна, 32 из которых уже передала в лизинг. На 01.05.2024 общий объем инвестиций в программу составил 55,6 млрд рублей, в том числе 44 млрд рублей бюджетных средств.