Экосистемы – динамичные и совместно развивающиеся сообщества, состоящие из разнообразных субъектов, создающих и получающих новое содержание в процессе как взаимодействия, так и конкуренции.
Сегодня мы живём в периоде системной перестройки экономических объектов и в России, и в мире, которая меняет способы организации и принципы конкуренции компаний, стирает отраслевые границы, формирует альянсы. Рост цифровизации, развитие платформ, соединяющих различных участников, порождает уникальные возможности и вызовы. Компании всё активнее создают структуры нового типа – бизнес-экосистемы, охватывающие широкий спектр деятельности и вовлекающие множество различных дополнительных участников, с целью получения значительных конкурентных преимуществ. Развитие экосистем существенно изменяет сам ландшафт рынка, требуя от всех субъектов экономики переосмысления подхода к формированию добавленной стоимости компании, оценки социальных эффектов деятельности на всех этапах взаимодействия стейкхолдеров.
Бизнес-экосистемы всё активнее входят в нашу жизнь, и, по оценкам аналитиков, к 2025 году около 25 % корпоративного дохода будет генерироваться цифровыми экосистемами. Начав свой путь от агрегации вокруг транзакций, экосистемы все шире охватывают различные отрасли и сферы деятельности, формируя связанность продукта через создание клиентоцентричных предложений. Ключевыми вопросами успешного развития практически каждой современной компании становится понимание развития межотраслевых структур как структурных образований нового типа, объединяющих разноуровневых игроков экосистем. Важнейшими вопросами становятся: формирование ценностного предложения экосистемы, выбор наполняющих её партнеров и способов управления.
Современная концепция экосистем в экономике ещё только формируется, и сама проходит непростой путь эволюционного развития – от осознания сложной природы взаимоотношений внутри экономических систем, переноса модели живой природы и создания «живой модели» экономической среды до выделения в теории общего менеджмента в отдельный субъект управления с присущими только экосистемам объектами. В этой концепции немаловажную роль играет формирование ключевой ценности и системы партнёрств в экосистеме.
Для формирования модели экономического развития современной России крайне важное значение имеет формирование экосистемы развития человека как ключевого кадрового ресурса страны. С 2014 года в стране развивается национальная система квалификаций. Но может ли она стать уникальным примером экосистемного подхода в решении проблемы главного дефицита роста экономики России – дефицита квалифицированных кадров? Безусловно да, но при решении ряда ключевых задач нового типа управления.
В настоящее время общепринятая модель взаимодействия стейкхолдеров рынка труда и рынка образования является устаревшей, поскольку наличие сложных нормативно-методологических источников (федеральное, региональное, отраслевое и т. д. законодательство и структуры управления) создаёт узкие специфические потоки данных, зачастую не имеющих прямой корреляции и «адресности» для главного участника этой модели – человека. Человек в этой модели находится в центре, как носитель своего потенциала, определяемого и как индивидуальная производительная сила, и как составная часть национальной производительной силы. Человек одновременно и потребитель, и производительная сила национальной экономики. Проблема развития человеческого потенциала, как одно из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, определена в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года[1].
Национальная система квалификаций России стала прообразом формирования экосистемы стейкхолдеров человеческого потенциала, которая должна пройти ряд модификаций, чтобы достичь максимизации социальных эффектов своей деятельности.
В отличие от бизнес-экосистемы (сеть организаций, включая поставщиков, дистрибьюторов, клиентов, конкурентов, государственных, региональных, муниципальных органов власти и так далее, участвующих в поставке определенного продукта или услуги как посредством конкуренции, так и сотрудничества) в национальной системе квалификаций России необходимо отметить наличие стратегических участников (народ (общество), государство, регионы, отрасли, экономические субъекты, рынки труда и образования), которые активно взаимодействуют с индивидуальными участниками (граждане России). При этом сложность данной модели экосистемы в том, что индивидуальный человеческий потенциал граждан формируется в сфере дошкольного, школьного, среднего и высшего профессионального образования под влиянием сложных исторически-экономических факторов (развитие технологий, социальной модели общества и т. д.), индивидуальных мотивов деятельности, пространственно-региональных факторов (доступность рынка труда и профобразования) и других факторов, а реализуется как индивидуальный вклад производительной силы в рынок труда в конкретный период развития страны, региона, отрасли со сложными факторами неопределённости и прогнозирования (низкий уровень стратпланирования в части рынка труда и рынка профобразования отмечается многими экспертами как сдерживающий развитие экономики страны).
Таким образом, человек является потребителем в сфере образования и производительной силой рынка труда в национальной экономике. Рынок труда (под влиянием стратегических стейкхолдеров в лице государственных, региональных, отраслевых органов и организаций) должен формировать запрос для рынка образования (также имеющего влияние тех же стратегических стейкхолдеров, но заинтересованных в продаже и продвижении конкретных образовательных программ под влиянием рынка абитуриентов и иных факторов). В рамках Национального совета при Президенте Российской федерации по профессиональным квалификациям объединены все стейкхолдеры человеческого потенциала России, которые должны достичь сбалансированности национальной системы квалификации РФ как экосистемы.
Предстоит значительная работа по развитию НСК России как экосистемы, однако основные элементы её уже получили свою нормативно-методологическую базу.
Рассмотрим пример взаимодействия в рамках Совета по профессиональным квалификациям в сфере управления и права (СПК УП) стейкхолдеров социального предпринимательства и управления в сфере проектов социального воздействия в процессе создания профессионального стандарта «Специалист по управлению проектами социального воздействия, мониторингу, контролю и оценке социальных эффектов деятельности предприятий»[2], который открывает не только новую профессию, но и новые стратегические социальные эффекты системы квалификаций в развитии социальных инвестиций России.
Совет по профессиональным квалификациям в сфере управления и права был создан и наделён полномочиями в национальной системе квалификаций России в 2020 году (председатель СПК УП – вице-спикер Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации Александр Дмитриевич Жуков)[3]. Членами СПК УП стали ведущие компании России, вузы, представители профсообществ и профсоюзов. Совет начал свою деятельность с анализа опыта национальной системы квалификации Российской Федерации (НСК) в части создания профстандартов в сфере управления (руководители отраслевых организаций, специалисты в сфере управления), которые разрабатывались различными отраслевыми СПК, участниками НСК, за первые 10 лет реализации известных майских указов[4]. Результаты были обобщены в методических работах СПК УП, опубликованных в 2022–2023 гг.[5], они дали основные выводы о том, что сфера управления, как сквозная область профессиональной деятельности, должна способствовать решению задач по созданию самых современных ПС и ПК, отвечающих запросам рынка труда, повышению качества современного профессионального образования в сфере управления. Унификация и стандартизация больших объемов данных рынка труда и рынка образования, объединение в межотраслевую рамку квалификаций профстандартов в сфере управления является объективно необходимым процессом в условиях автоматизации и цифровизации экономики. Система профстандартов и профквалификаций должна обеспечить быстрое восполнение ключевых компетенций для решения задач по глобальным вызовам в части управления экономическими субъектами (организациями), отраслями, технологическими и производственными проектами, национальными программами и проектами на разных уровнях реализации, преодоления квалификационных разрывов и формирования межотраслевых кадровых резервов.
В 2023 году Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» стал инициатором исследования рынка труда в сфере социально-ориентированных организаций «Анализ лучших практик по управлению социальными эффектами деятельности предприятий в терминах НСК РФ: отраслевая специфика, виды профессиональной деятельности, профессиональные стандарты и квалификации, образовательные программы». Данное исследование было выполнено экспертами СПК УП, которые представили:
подходы к управлению социальными эффектами деятельности предприятий с развитой функцией социального воздействия на территорию присутствия, отрасль и т. д.;
критерии универсальной и отраслевой специфики управления социальными эффектами деятельности предприятий;
значимость наличия специализированной квалификации руководителей, экспертов, специалистов в области создания, развития и оценки социальных эффектов для бизнеса и общества.
На основе обзора лучших практик управления социальными эффектами деятельности предприятий экспертами были предложены виды профессиональной деятельности в сфере управления социальными эффектами и подходы к подготовке и оценке квалификации руководителей и специалистов в области создания, развития и оценки социальных эффектов для бизнеса и общества, подходы к формированию новых профессиональных стандартов и квалификаций в данной сфере управления, образовательных программ по методологии НСК. По итогу данных исследований Фонд «Наше будущее» вошёл в состав членов СПК УП и возглавил работу профсообщества по созданию профстандартов в сфере проектов социального воздействия и оценки социальных эффектов. К маю 2024 года была завершена работа по разработке профстандарта «Специалист по управлению проектами социального воздействия, мониторингу, контролю и оценке социальных эффектов деятельности предприятий», проведено профессионально-общественное обсуждение с участием ФОИВ (Минфин, Минэкономразвития, Минспорт, Минтруд России), органов исполнительной власти регионов Российской Федерации, методолога данного ВПД (ВЭБ.РФ), социальных инвесторов, представителей ведущих вузов России, экспертов в области оценки социальных эффектов.
Активное участие высших структур государственного управления (Совет по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания РФ, рабочая группа «Социальное предпринимательство» комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Малое и среднее предпринимательство») и социальных инвесторов, в том числе ведущих частных фондов, стало примером эффективного внедрения инноваций в сфере управления социальными эффектами для развития профессиональных квалификаций.
Рост отрасли социальных инвестиций в России зависит от преодоления кадровых дефицитов, поэтому дискуссионным в рамках профессионально-общественного обсуждения первого профстандарта в ОПД был вопрос порогового уровня квалификации в части требований к профессиональному образованию и опыту специалистов и руководителей. И напротив, содержание профессионального стандарта, которое обобщает нормативную базу проектов социального воздействия (требования к ОТФ, ТФ, ТД, знаниям и умениям) и НСК РФ (в части требований к цифровым и универсальным компетенциям), было принято и поддержано всеми стейкхолдерами в полном объёме. Стейкхолдеры увидели в этом профстандарте практически готовую базу для описания вакансий (работодатели), разработки образовательных программ (вузы), источники для выделения смежных ВПД (волонтёрства, например).
Скорость исследования и методических разработок, согласования и утверждения профстандартов и профквалификаций при экосистемном подходе позволяет перейти к практически-прикладному этапу реализации полного цикла квалификаций. Предстоит обеспечить не только создание рамки квалификаций, но и синхронизацию действий участников рынка социальных инвестиций по созданию полноценной экосистемы профессиональных квалификаций, которая обеспечит рынок кадрами от уровня молодых специалистов до высококвалифицированных специалистов и руководителей в регионах страны, о чём также активно сообщали участники обсуждения.
Процесс взаимодействия стейкхолдеров рынка социальных инвестиций в СПК УП (в рамках НСК РФ) может стать примером экосистемного подхода, который необходимо развивать в решении задач формирования лучших практик сбалансированного спроса рынка труда и профобразования.
Экосистема НСК РФ должна обеспечить достижение социальных эффектов:
скорость трансформации (опережающие факторы влияния и темп изменений) нормативно-методологической базы НСК РФ;
создание коллективно большей ценности, чем участники НСК могли бы создать по отдельности;
новые формы взаимодействия и взаимовлияния, снижающие риски конкуренции и повышающие достижение высокого уровня производительных сил России, стратегического развития экономики страны;
раскрытие человеческого потенциала для каждого гражданина России;
успешные траектории профессиональной карьеры и непрерывное образование профессионала в течение жизни с высоким уровнем отдачи от социальных инвестиций на уровне государства, регионов, отраслей и организаций;
реинвестиции в секторе социальных инвестиций, ориентированных на повышение качества жизни человека в России.
Совет по профквалификациям в сфере управления и права в партнерстве с Фондом «Наше будущее» на базе профстандарта «Специалист по управлению проектами социального воздействия, мониторингу, контролю и оценке социальных эффектов деятельности предприятий» планирует реализовать основные этапы формирования системы квалификаций в новой для России области профессиональной деятельности в сфере управления социальными эффектами, являющейся сквозной междисциплинарной ОПД в сфере управления. В рамках экосистемного подхода к деятельности СПК УП в 2024 году ключевые стейкхолдеры (от уровня государственного управления в лице Совета Федерации, ФОИВ, региональных ОИВ, оператора в лице ВЭБ.РФ до организаций, реализующих проекты социального воздействия и процедуры независимой оценки социальных эффектов, вузов и образовательных организаций, обеспечивающих подготовку профессиональных кадров ОПД, представителей профсообщества, уже имеющих опыт профквалификации на основе практики или планирующих получить данную квалификацию через образовательные программы или независимую оценку квалификаций) смогут сформировать нормативно-методические, инструментальные и клиентоцентричные элементы, обеспечивающие кастомизацию, модульность, многосторонние коммуникации, координацию деятельности, другие базовые принципы экосистем.
Авторы материала:
Елена Игоревна Переверзева,
ответственный секретарь СПК УП,
кандидат химических наук, преподаватель МВА в ГУУ, ВШБ КФУ РАНХиГС, РЭУ им. Плеханова,
член Ассоциации директоров по развитию,
член Ассоциации бизнес-инкубаторов и технологических парков Восточной Европы и Центральной Азии,
сертифицированный эксперт НАСДОБР.
Светлана Борисовна Епихина,
член Комитета по кадрам и вознаграждениям Совета директоров АО «ВЦИОМ»,
член СПК в области управления персоналом,
член Рабочей группы по разработке профстандартов Совета по профквалификациям в сфере управления и права.
[1] Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» | Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/?ysclid=llwpepx4ge397848195
[2] https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=125425
[3] https://nok-nark.ru/spk/detail/040
[4] Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» | ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70170950/
[5] М 54 Методические рекомендации по формированию межотраслевой рамки квалификаций и профессиональных стандартов в сфере управления / отв. ред. Переверзева Е. И. – Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022. – 202 с. – ISBN 978-5-85006-473-0 https://nasdobr.ru/spk/metodicheskie-materialy-i-publikatsii/