В первый день Российского форума индустрии дизайна (РФИД) состоялась сессия «Культура + дизайн. Стратегии взаимодействия» в рамках трека «Дизайн и национальный культурный код».
В эпоху деглобализации растет влияние национальной идентичности на дизайн вещей, ландшафта, рекламы. В 2023 году свыше 60% жителей РФ отдавали предпочтение товарам российского производства, что позитивно отразилось на развитии локальных брендов. На фоне растущего интереса к отечественным товарам и услугам возникает вопрос о том, что делает российский дизайн уникальным и отличным от западных аналогов, и как национальная идентичность формирует дизайнерские решения. Поэтому «Дизайн и национальный культурный код» станет одной из ключевых тем форума.
В разных государствах мира дизайнеры внедряют национальные элементы в свои творения, и Россия не исключение. Более 60% россиян видят отечественную культуру самобытной, а около 20% считают ее синтезом веяний Востока и Запада. Все больше представителей отечественного искусства обращаются к творческому наследию народа. Прежде всего, архитектурные бюро. В прошлом году фирма «КУЛЬТ-СТРОЙ» открыла перевернутый музей Москвы: в нем выражен дизайн-код исторической и современной Москвы, который позволяет взглянуть на город и людей в разные эпохи. А несколько лет назад компания Megabudka улучшила концепцию липецкого парка «Кудыкина гора», привнеся в него этнографические мотивы.
Российский культурный код иногда обнаруживается в неожиданных направлениях. Художник Дмитрий Аске создает «Граффити-Азбуку», чтобы показать уникальность кириллического алфавита и по-новому взглянуть на национальный менталитет. Вопрос влияния российского наследия на мировую культуру через дизайн также актуален. По мнению экспертов, в нашей стране свыше двухсот дизайнеров, которых можно назвать мировыми трендсеттерами. Например, недавно Москва вышла в финал международного конкурса World Design Capital 2024 – это заслуга всех, кто трудился над обликом столицы.
Однако большинство экспертов считает, что национальный культурный код современной России пока еще только формируется. Для большего понимания и распространения национальной идентичности через сферу дизайна Россия делает значительные шаги в образовании будущих поколений творцов и дизайнеров.
«Для формирования национального культурного кода должен быть поставлен, прежде всего, такой запрос в обществе. Время сегодня диктует необходимость в продвижении наших ценностей, а этого можно достичь путем создания нового, на основании культурного и исторического опыта прошлого. Дизайн выступает надежным инструментом для реализации сегодняшних потребностей», – говорит российский музыкант, исполнительный директор Творческой Мастерской Леонида Лундстрема Петр Лундстрем.
Внедрение культурных кодов в процесс дизайна открывает компаниям возможности для создания запоминающихся и конкурентоспособных продуктов на международном уровне, значительно влияя на экономические процессы как внутри страны, так и на глобальном рынке.
Российский форум индустрии дизайна (РФИД) проходит 18-19 апреля 2024 года на площадке отеля Карлтон в Москве.
Организаторы РФИД: Фонд Росконгресс, Союз дизайнеров России. Соорганизатор: Агентство креативных индустрий. При поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Университета им. А.Н. Косыгина. Соорганизатор молодежной программы – Университет Синергия.