Многие наслышаны про знаменитые поребрики и парадные, которые так называют в Санкт-Петербурге. «Ингосстрах» совместно с Финансовым университетом провел исследование, чтобы выяснить, действительно ли есть существенные различия между диалектами жителей Москвы и Санкт-Петербурга.
Так, результаты показали, что больших различий между московским и питерским диалектами не существует – разница сглаживается из-за миграции населения в эти города. Также часть слов, которые, по мнению большинства людей, используют только в Петербурге, широко распространены в Поволжье, Сибири и на юге России.
Однако некоторые предметы в Москве и Санкт-Петербурге действительно называют по-разному. Например, ящик для сборки мусора в Москве 97% опрошенных называют мусорным контейнером, в то время как в Санкт-Петербурге 41% людей называют его пухто. Оставшиеся 59% используют фразу «мусорный контейнер».
Слово «водолазка» используют 97% жителей Москвы и 73% жителей Санкт-Петербурга. Оставшиеся 3% москвичей и 27% петербуржцев используют в разговоре слово «бадлон». Схожая ситуация и с бордюром: это слово используют 94% жителей Москвы и 73% жителей Санкт-Петербурга. 27% людей, проживающих в Петербурге, используют известное слово «поребрик». Примечательно, что 6% жителей Москвы также используют в разговоре поребрик вместо бордюра. При этом слово «поребрик» достаточно широко распространено не только в Санкт-Петербурге, но и на юге России.
Мелко нарезанное мясо с овощами, завернутое в лепешку, шаурмой называют 92% москвичей. Петербуржцы чаще используют слово «шаверма» – 79% опрошенных. Важно отметить, что в Санкт-Петербурге все чаще начинают говорить «шаурма» – 21% людей. В Москве слово «шаверма» используют лишь 8% жителей.
Несмотря на стереотипы, вход в дом называют парадной 26% людей, оставшиеся 74% называют вход подъездом. В Москве слово «подъезд» используют 98% людей.
Больше половины жителей Петербурга (52%) называют конус из вафли для наполнения мороженым сахарной трубочкой, оставшиеся предпочитают говорить «вафельный рожок». В Москве фразу «сахарная трубочка» в разговоре используют лишь 13%, оставшиеся говорят «вафельный рожок».
Временное торговое помещение на улице жители Петербурга чаще всего называют ларьком – так ответили 55% опрошенных, оставшиеся 45% называют его палаткой. Большинство жителей Москвы, в свою очередь, чаще используют слово «палатка» – 89% людей, 11% используют в разговоре слово «ларек».
В то же время исследование не выявило разницы в обозначении популярной домашней птицы – и в Москве, и в Санкт-Петербурге подавляющее большинство называет ее курицей (Москва – 98%, Санкт-Петербург – 92%), а не курой (Москва – 2%, Санкт-Петербург – 8%). А популярную крупу – гречкой (Москва – 99%, Санкт-Петербург – 94%), а не гречей (Москва – 1%, Санкт-Петербург – 6%).
Что касается объектов страхования, то исследование не выделило никаких значимых отличий в том, как москвичи и петербуржцы называют автомобили и квартиры. Как и москвичи, петербуржцы называют свой личный транспорт «машина», «авто», «тачка», «легковушка» или «мотор». Однако в обозначении квартир есть заметные отличия: петербуржцы гораздо чаще, чем москвичи называют свое жилье «коммуналкой» или «шалашом».
«Несмотря на то, что некоторые предметы в Москве и Санкт-Петербурге называют по-разному, популярные страховые сервисы и объекты обозначаются в разговоре одинаково. Неважно, с каким запросом придет наш клиент – застраховать квартиру и машину, либо легковушку и коммуналку – в «Ингосстрахе» он получит надежную страховую защиту своего имущества. Наш сервис не отличается в зависимости от города, ведь для всех клиентов компания предоставляет только лучшие предложения. Ознакомиться с нашими полисами можно на сайте компании, в мобильном приложении, или обратившись в офисы», – отметил Владимир Храбрых, директор филиала «Ингосстраха» в Санкт-Петербурге.