Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса в банке «Открытие», входит в группу ВТБ) проанализировали результаты продаж китайских авто в феврале 2024 года. Второй месяц подряд на нашем рынке наблюдается редкая прежде картина. Сразу три китайских марки, претендующих на премиальный статус, оказываются в десятке лучших брендов по объемам продаж. В лучшие для нашего рынка времена Mercedes-Benz, BMW и Audi никогда не удавалось подниматься в рейтинге столь высоко.
Так, Exeed реализовала 3,4 тысяч автомобилей (+21 % к январю 2024 г.), Li Auto (Li Xiang) — 2,7 тысячи а/м (+52%), Tank — 2 тысячи а/м (+16%).
Впрочем, до статуса по-настоящему премиальных марок рамным «Тэнкам», гибридным «Лисянам» и перелицованным из Chery «Эксидам» еще пока далеко. Нет у них ни столь же рафинированных, как у «немцев», ходовых качеств и эргономики, разнообразия вариантов отделки, положенных статусу 8-12 цилиндровых моторов и седанов для гаражей президентов и королей. Тем не менее в нынешней рыночной ситуации на китайский полулюкс действительно стали пересаживаться некоторые из тех клиентов, которые раньше выбирали немецкий или японский премиум.
При этом в массовом сегменте с большим преимуществом над остальными продолжают лидировать три других китайских бренда. Марка Haval (12,6 тысячи, +31% к январю 2024 года) сохраняет лидерство. Это по-прежнему единственный в нашей стране иностранный бренд с локальным производством полного цикла. Автомобили марки разрешены для покупки госорганами, могут получать льготы по кредитованию благодаря участию в госпрограмме. В начале марта Haval успел напомнить еще и о скором запуске российского завода по производству 1,5- и 2-литровых моторов. Соблюдение условий СПИК позволит компании в целом со временем зарабатывать еще больше. Пока 40-45% ее продаж в России продолжает обеспечивать всего одна модель — Jolion — пять тысяч а/м, +13% по сравнению с прошлым месяцем. Ближе всех к лидеру марки подбирается Haval M6: всю календарную зиму его раскупают в среднем по 2-2,5 тысячи машин ежемесячно.
Самым популярным автомобилем Geely (12,3 тысячи а/м, +33% к январю 2024 года) остается вседорожник Monjaro (4,4 тысячи машин, +20%). И в январе, и в феврале кроссовер сохраняет второе место среди всех иностранных машин. Впрочем, до трети его продаж по-прежнему минует склады дистрибьютора и приходится на параллельный импорт. Паркетник Coolray остается самой доступной моделью в линейке, а в феврале было куплено 2,7 тысячи этих автомобилей, примерно столько же, сколько и в январе. Часть же клиентов ушла к белорусскому бренду Belgee и приобрела кроссовер X50 — тот же Coolray, только в дорестайлинговом обличье.
И наконец, бренд Chery выбрали 9,9 тысячи клиентов (+13% к январю 2024 года). Работу марки по-прежнему высоко оценивают большинство дилеров, но немало авторитейлеров также признают избыточно высокую конкуренцию, которая мешает развитию. Только в Москве у марки работают 36 салонов, больше, чем у какого-либо другого бренда. Кроме того, результаты Chery были бы еще выше, если бы она не распыляла усилия на пять суббрендов, к которым до лета присоединятся еще два.
Среди более трех десятков официальных «китайцев» отдельного упоминания достоин также Changan — 6 тысяч а/м в феврале 2024 года, +23% к январю. На фоне низкой базы прошлых лет его рост и вовсе выглядит тринадцатикратным.
По мнению руководителя «Открытие Авто» ( блок автобизнеса банка «Открытие») Марины Дембицкой, большинство остальных представителей Поднебесной все глубже утопают в конкуренции за покупателя во втором-третьем эшелонах рынка и продают автомобили пока только сотнями «штук» в месяц. Это едва ли устраивает китайские штаб-квартиры, но создает иллюзию большого разнообразия нашего авторитейла.