Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) на основе данных компании Автохаб проанализировали динамику цен января на наиболее востребованные машины с пробегом. Три четверти из топ-20 наиболее востребованных машин подешевели. Сильнее других упала цена по универсальному вседорожнику Lada Niva Travel: относительно декабря 2023 года он стал доступнее на 7%, а прайс вернулся на 12 месяцев назад. В свою очередь в абсолютных цифрах больше других (136 тысяч рублей) «скинул» престижный «баварец» — седан BMW 5-серии. Приятный для покупателей тренд возник на фоне падения объемов рынка и увеличения сроков продажи автомобилей по многим моделям с одного месяца до 40-45 дней.
В январе в авторитейле России случилась редкие для первого месяца года события. Обычно после смены календаря большинство продавцов переписывает ценники в сторону увеличения. Причем происходит это еще и вслед за ростом цен в сегменте новых автомобилей. Однако на фоне щедрой наполненности складов дилеров, а также давления дистрибьюторов в части выполнения завышенных планов продаж по многим маркам декабрьские скидки были продлены на январь, а пересмотр прайс-листов был отложен. При этом рынок автомобилей с пробегом в объемах опустился ниже 400 тысяч «штук» (минус 8% относительно значений января 2023 г.). Реакция авторитейла была предсказуемой — цены ползли вниз.
В процентном соотношении к декабрю это движение оказалось заметнее всего у вседорожника Lada Niva Travel. Максимальный ценник на эту машину (1,2 миллиона рублей) отмечался в мае прошлого года. Постепенно стараниями конвейера АвтоВАЗа таких автомобилей становилось все больше, а продавцы подержанных «нив» были вынуждены снижать аппетиты. В итоге в январе 2024 года, несмотря на любимый многими «джиперами» зимний период, Niva Travel стоила в среднем 1,1 миллиона рублей, на 7% меньше, чем в декабре.
Еще один народный кроссовер — Renault Duster — отдавали в среднем за 1,83 миллиона рублей, минус 3% за месяц. Замкнувший тройку лидеров рейтинга седан BMW 5-серии (5,44 миллиона рублей), напротив, никогда не отличался стремлением привлечь малообеспеченных клиентов. Тем не менее в январе средний ценник на «немца» опустился на 136 тысяч рублей (минус 2,3%) по тем же причинам, что и у Renault: стали расти сроки продажи.
Больше, чем на 2%, пришлось дешеветь и Kia Sportage. Таким образом, корейский паркетник вновь оказался ниже психологически высокого уровня в три миллиона рублей. Схожую динамику продемонстрировала Lada Vesta (1,27 миллиона рублей). Учитывая, что более трехсот дилерских складов Lada сейчас самым щедрым образом наполнены товаром, цена на вторичном рынке может продолжить падать и в феврале. То же справедливо и в отношении некогда доступной едва ли не каждому модели Granta (922 тысячи рублей, минус 1,4% к декабрю).
В десяток других популярных моделей, также отметившихся в январе снижением цен, попали два BMW — 3-серии и X5, две Toyota — LC Prado и RAV-4, Nissan Qashqai, Kia Rio, Mercedes-Benz E-класса, Volkswagen Tiguan и Mitsubishi Outlander. Однако здесь колебания цен носили едва заметный характер и в большинстве случаев не превысили 1%.
В пределах того же едва заметного процента, только уже со знаком «плюс», изменились прайсы для Toyota Camry и трех Hyundai: Creta, Tucson и Santa Fe. И только Kia K5 пошел наперекор рынку, прибавив 2,2% и почти приблизившись к трем миллионам рублей. Похоже, что полноценной замены этому седану среднего класса многие пока так и не видят.
Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» ( блок автобизнеса банка «Открытие»):
«Приятный для покупателей тренд по снижению цен вновь возник на фоне падения объемов рынка и увеличения сроков продажи автомобилей по многим моделям с одного месяца до 40-45 дней. Однако то, насколько наш рынок умеет быть волатильным, он нагляднее всего показал еще весной 2022 года, когда под воздействием геополитических факторов цены в кратчайшие сроки взлетели порой двукратно. Откат прайс-листов был растянут по времени на много месяцев, но происходил он все же уже не на фоне панических настроений, а по законам рынка — курса валют и соотношения спроса и предложения. Те же рыночные предпосылки работают и сейчас.
В связи с этим февраль скорее всего останется месяцем ожидания изменений в ряде сфер. На этом фоне многие россияне по-прежнему предпочтут отложить покупку. На агрегаторах вновь будет отмечаться дефицит объявлений, особенно по тем машинам, которые сохранили хороший товарный вид, достойное техническое состояние, а их «возраст» не перешагнул 3-5 лет. Все это означает, что тенденция января по снижению ценовых аппетитов едва ли будет пролонгирована на весну. Кроме того, по прогнозам РОАД, после отмены двойного НДС доля продаж автомобилей с пробегом через салоны возрастет с нынешних 15% до более весомых значений. При этом маржинальность, которую закладывают в каждую сделку дилеры, традиционно выше, чем у частных продавцов. Цены вторичного рынка в такой парадигме получат новый импульс для роста».