Чаще всего ввозили машины марки Toyota, а среди моделей самым популярным оказался Geely Monjaro
Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») и компании «Автомаркетолог» проанализировали показатели регистраций автомобилей, ввезенных Россию по каналам параллельного импорта за 2023 год. Доля таких машин в годовом объеме продаж на авторынке страны составила 13%. Чаще всего по параллельному импорту в 2023 году ввозили автомобили японских (30%), корейских (25%) и немецких марок (19%). Китай занял четвертое место с долей в 17%. Дистрибьюторы автомобилей из КНР в прошлом году активно осваивали этот канал в рамках тестового периода перед официальным стартом продаж новых брендов на отечественном авторынке.
За весь 2023 год в России было регистрировано 1 156 150 новых ТС (легковых авто, пикапов и легких коммерческих автомобилей), 13% из которых составили регистрации машин, ввезенных по параллельному импорту.
«Годовой показатель регистраций ТС, ввезенных по параллельному импорту, превзошел наш изначальный прогноз на 17%. Спрос на автомобили ушедших из России марок оказался выше ожидаемого, поддержав объем ввоза на высоком уровне, — комментирует генеральный директор ООО «Автомаркетолог» Олег Мосеев. — В 2024 году при этом стоит ожидать сокращения поставок авто по параллельному импорту в связи с ужесточением правил ввоза, с одной стороны, и удовлетворением покупательского спроса за счет расширения официального предложения, с другой. По нашим оценкам, годовой объем регистраций ТС, ввезенных по альтернативному каналу, едва ли превысит 110 тыс. ед. даже по оптимистичном ожиданиям».
В структуре регистраций среди ввозимых по параллельным каналам марок за год лидерство сохранила Toyota (15% от всех зарегистрированных ТС). Вторую и третью позиции в годовом топ-10 заняли Hyundai и Kia, доли у которых составили по 12% соответственно. Четвертое место с заметным отставанием от лидирующей тройки удерживает Geely (всего 7%), на пятой строчке — BMW (6%).
Итоговый рейтинг за 2023 год среди моделей возглавляет Geely Monjaro (7% от всех регистраций). Далее в списке расположились Hyundai Tucson (4%), Kia Sportage (4%), Toyota Camry (4%) и Hyundai Santa Fe (3%).
В структуре регистраций по итогам года самая большая доля пришлась на автомобили японских марок — 30%. Второе место занимают корейские бренды — 25% от всех зарегистрированных авто, ввезенных за 2023 год по параллельному импорту. Продукция немецкого автопрома вышла на третье место — 19%, на четвертом оказался Китай с долей в 17%, а замкнули рейтинг американские марки — 5%.
По итогам года основной объем регистраций машин, ввезенных по параллельному импорту, пришелся на автомобили с бензиновыми ДВС (67% от всего объема регистраций). При этом электромобили (BEV) заняли долю в 6%. Также отметим, что больше всего по параллельному импорту за год было ввезено кроссоверов и внедорожников: по итогам года SUV заняли долю порядка 70%.
80% ТС, ввезенных по параллельному импорту в РФ за 2023 год, были зарегистрированы на частных лиц, 20% — на юрлиц.
Примечательно, что, согласно недавно опубликованной статистике от системы «ЭРА-ГЛОНАСС», только 60 тыс. авто, ввезенных в Россию в прошлому году по параллельному импорту (или 40%), были оборудованы кнопкой вызова экстренных служб.
«Статистика регистраций авто, ввезенных по параллельному импорту за 2023 год, подтверждает ранее обозначенные тренды. Параллельный импорт не стал основным источником насыщения российского авторынка, но смог поддержать спрос в сегменте кроссоверов и внедорожников, которые пользуются большой популярностью у российских пользователей, — отметила руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая. — Основной объем ввезенных по этому каналу автомобилей составили машины азиатских (Япония, Корея) и немецких брендов, то есть тех марок, которые официально покинули российский авторынок. Дистрибьюторы китайских авто, в свою очередь, осваивали этот канал скорее в рамках тестового периода перед официальным стартом продаж новых брендов на отечественном авторынке».