Крылатая кинофраза «С легким паром!» легко могла бы стать девизом года для рынка торговой недвижимости: торгово-развлекательные центры все больше склоняются к своей второй — развлекательной — составляющей. И термальные комплексы занимают в ней немалую долю.
О том, как прошел год для пионера этого рынка — компании «Городские термы», в одном из интервью рассказал создатель федеральной франшизы «Городские термы» Юрий Бычков.
- Юрий Фёдорович, термы как вид досуга и один из способов привлечь аудиторию в торговые центры в этом году звонко прозвучали в отчетах аналитиков. Как прошел ваш год? Почувствовали ли повышенный интерес к вашему предложению?
Год прошел активно, было много желающих построить различные термы — большие и маленькие, в городах-миллионниках и городах с населением от 50 тыс. человек. География самая разная: Москва, Подмосковье, Петербург, Дальний Восток, северные города — Нижневартовск, Тюмень, южные города — Сочи, Краснодар, Анапа… В месяц оформляем по две и более концессии. Получился активный и радостный год, потому что мы понимаем, что создаем продукт, который дает людям отдых и счастье, что нам очень приятно.
- Почему интерес к такому продукту появился именно сейчас?
Это удачное стечение обстоятельств. Инвесторам сейчас особенно некуда вкладывать средства. Торговые центры как бизнес-идея в чистом виде не очень хорошо работают. Одновременно с этим в регионах растет потребность в туристических и рекреационных услугах. И термы крайне востребованы. Например, нижнекамские термы, которым чуть больше года, уже посетили 850 000 человек, смотреть их за год приехали 35 инвесторов из разных городов страны. Самарские термы на сегодняшний день самые большие в стране — 23 тыс. квадратных метров. Когда мы их открывали, приехали смотреть тоже 30 инвесторов отовсюду. Настороженности у инвесторов и застройщиков по отношению к проекту все меньше, но появляются другие опасения — что можно не успеть «запрыгнуть в уходящий поезд».
- Термы чаще появляются именно в торговых центрах или нет?
Изначально да, открывались преимущественно в ТРЦ, но сейчас все меняется. Термы могут и должны быть ближе к людям — на первых этажах жилых домов — вместо, например, фитнеса — или в специально построенных для них зданиях. И это создает серьезную конкуренцию для ТЦ.
Например, в Краснодаре девелопер DOGMA строит огромный жилой район, в котором уже сейчас живут 300 тыс. человек. В этом проекте будет огромный термальный комплекс на 34 тыс. кв. м. Там нет рядом торгового центра, но есть люди, которые собираются там жить, и если у них все будет рядом, они не поедут ни в какой ТЦ.
В краснодарских термах будет еще и гостиница на 100-120 номеров. То есть это целый термальный курорт.
- Какие еще объекты недвижимости кроме ТЦ и специально построенных зданий в жилых массивах интересны как площадки для размещения терм?
В первую очередь промышленные объекты, обладающие огромными пространствами, высокими потолками, мощностями. Это могут быть и парки, набережные в центре города. В отелях или на их территории могут быть очень хорошие термы разной площади, в физкультурно-оздоровительных комплексах, городских бассейнах; в офисных центрах тоже можно сделать небольшие термы. Как только продукт пойдет в массы, ТЦ попадут в ситуацию жесткой конкуренции.
- Меняется ли состав услуг в самих термах?
Да, он существенно увеличивается вместе с площадью. Чем больше площадь, тем больше внутри может быть всевозможных услуг.
- Какие у вас планы на 2024 год?
Будет несколько открытий на юге — в Краснодаре, Брянске; несколько открытий на севере — в Нижневартовске и Тюмени; откроются термы во Владивостоке, возможно, в Хабаровске; несколько терм появится в Москве, Подмосковье, Петербурге.
Развиваются и существующие термы — увеличивается количество услуг, число уличных бассейнов. Я думаю, что в новом году будет очень много интересных проектных решений, новых концепций.
С увеличением площади появляется возможность проводить всевозможные дополнительные мероприятия. В самарских термах мы хотим провести российский турнир среди синхронисток. У нас уже есть и ряд бассейнов, где можно проводить концерты, можно сделать водное шоу. Идет развитие и самого банного продукта. Сейчас у нас уже 60 базовых саун, парных — и они все классные, проработанные. Развивается еда, появляется разнообразная кухня.
Мы внимательно следим за тем, что нравится клиентам: проводим соцопросы, маркетинговые исследования — и развиваемся именно в том направлении, которое людям нужно.
- Какие у вас планы по работе с девелоперами? Будут ли какие-то новые решения?
Думаю, в этом году появится запрос на термы у застройщиков, строящих крупные проекты, целые районы по стране. К сожалению, пока не видно активности со стороны владельцев отелей; к моему удивлению, они самые консервативные, хотя, казалось бы, все должно быть наоборот: строишь термы — и заполняемость сразу растет до 100%. Они, однако же, медлительные и неповоротливые. Подождем: может быть, это и станет трендом, но позже.
На сегодняшний день я вижу, что ни один вид недвижимости так не растет. Начинается настоящий бум на открытие терм по всей стране, и он продлится еще 10-15 лет. Имеющаяся емкость рынка городских термальных курортов — более полутриллиона рублей, с появлением же моды на термальные комплексы в отелях она еще существенно увеличится.
Юрий БЫЧКОВ, создатель федеральной франшизы «Городские термы»:
Сегодняшний российский рынок — примерно тысяча городских терм в городах с населением от 50 тыс. человек. В деньгах это примерно 500 млрд рублей.
Подробнее о развитии Городских Терм.
Реклама / ООО УК «Термы»