Развитие речных перевозок находится сегодня под пристальным вниманием государства. В июне Президент РФ Владимир Путин поручил обновить и нарастить речной флот для перевозок по рекам. Сейчас на внутренних водных путях страны ходят 1,6 тыс. пассажирских судов, средний возраст которых – 39 лет, что превышает срок полезного использования.
Обновление речного флота с учетом его сильной изношенности – стратегическая задача. Решить ее государство доверило ГТЛК как крупнейшему заказчику гражданских судов в России и лидеру сегмента лизинга водного транспорта. С этой целью ГТЛК приступила к форсированной работе по опережающему заказу пассажирских судов в рамках инвестиционного проекта с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
В начале ноября компания разместила конкурсы на строительство 19 пассажирских судов: 9 «Метеоров-120», 4 «Метеоров-2020», 6 «Валдаев-45р» с поставкой судов в 2024-2025 г. с тем, чтобы обеспечить стабильную загрузку заводов на два года вперед.
Единственным участником конкурса на поставку 4 «Метеоров-2020» в 2024 и 2025 г. признан «Зеленодольский завод имени А. М. Горького», на поставку «Метеоров-120» в 2024 г. признано «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева».
На конкурсы на строительство «Метеоров-120» и «Валдаев-45р» с поставкой в 2025 году судозаводы, которые ранее строили суда данных проектов, не подали ни одной заявки, что противоречит заявлениям верфей о необходимости длинного серийного заказа, который позволил бы им гарантированно обеспечить рабочие места и эффективную экономику проектов, повысить локализацию судов. При этом на стадии формирования инвестпроекта в рамках проведения опросов и аудита верфи подтверждали свою готовность участвовать в его реализации.
ГТЛК фиксирует высокий спрос клиентов на суда на подводных крыльях и готова оперативно заключить контракты на поставку в лизинг. Однако бездействие верфей не дает удовлетворить потребность судоходных компаний в опережающем обновлении флота.
ГТЛК призывает руководство судостроительных заводов участвовать в конкурсах на строительство судов в рамках государственных проектов и программ. Компания намерена обратиться в Минпромторг РФ с просьбой простимулировать активность судоверфей, чтобы не допустить срыва и затягивания достижения поставленных Президентом РФ целей и задач.