Угольная промышленность остается перспективной отраслью во всем мире, несмотря на климатическую политику и стремление к переходу к зеленой энергетике. Россия, как один из крупнейших игроков на этом рынке, переориентируется на сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. К такому мнению пришли эксперты по итогам прошедшей в рамках Российской энергетической недели сессии «Угольная промышленность: новые вызовы и возможности».
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Угольная промышленность остается перспективной отраслью
«Объем потребления угля в электротеплоэнергетике и металлургии… до 2050 года абсолютно точно перспективен. Весь марочный состав, который коллеги готовы брать, мы можем предоставить. В действующей редакции энергостратегии и программе развития угольной промышленности до 2035 года смещение угледобычи на Дальний Восток… уже описано, такой же вектор будет задан и в энергостратегии-2050», — директор департамента угольной промышленности Министерства энергетики Российской Федерации Петр Бобылев.
«Россия — один из крупнейших игроков. Наши запасы на сегодня составляют 273 млрд тонн. Это запасы промышленной категории», — руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Петров.
«Говоря об угле, мы должны понимать, что это не только экспортно ориентированный товар, это и еще и социально значимый товар», — директор департамента ТЭК и химической промышленности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Елена Цышевская.
«Потребление угля продолжит расти. Не так стремительно, как, может быть, другие отрасли. Климатическая политика продолжает оказывать существенное давление», — руководитель по консалтингу Аналитического центра ТЭК Денис Дерюшкин.
«На данный момент существует достаточно большой профицит специализированных угольных мощностей. <…> Для угольной отрасли это большая возможность, большие перспективы именно в ключе обеспечения высококачественной поставки на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона», — генеральный директор ООО «Универсальная логистика», член президиума СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» Ирина Ольховская.
ПРОБЛЕМЫ
Необходимость импортозамещения и высокая конкуренция на рынке Китая
«В Китае… по энергетике конкуренция будет ожесточенная, потому что импорт энергетического угля в Китай сократится кратно. <…> Делаем этот вывод, исходя из того, что очень много внутренних активов будут вводиться в эксплуатацию в ближайшее время. По металлургии — не такое драматическое падение ожидаемого импорта. Падение будет 20–30%, не более того. Но все равно это существенно. То есть ниша и возможности, в которые можем поставлять, будут очень сильно сужаться. Китай будет поддерживать локальных производителей», — руководитель по консалтингу Аналитического центра ТЭК Денис Дерюшкин.
«Самая главная проблема — импортозамещение. <…> В последние два года мы фактически потеряли западные рынки по продаже углей. Мы были ориентированы на западные рынки по приобретению техники, машин, механизмов, горно-шахтного оборудования», — генеральный директор АО «СУЭК» Александр Редькин.
Сложная логистика в восточном направлении
«Проблема — транспорт. Мы верим… что эта проблема вывоза на восток, как и на северо-запад, все-таки будет решена. Этим очень плотно занимается… Минтранс, мы, Правительство Российской Федерации», — директор департамента угольной промышленности Министерства энергетики Российской Федерации Петр Бобылев.
«Смещение производств и логистических маршрутов на восток здесь является критичным… логистический хвост при всех наших северных и южных портах существенно съедает маржинальность при поставках», — руководитель по консалтингу Аналитического центра ТЭК Денис Дерюшкин.
Нехватка кадров
«Кадровый голод и развитие платформ для обучения профессионального инженерного персонала — это… проблема, которую нам нужно решать», — директор департамента угольной промышленности Министерства энергетики Российской Федерации Петр Бобылев.
«По ряду направлений мы сегодня видим нехватку кадрового потенциала, что тоже отчасти решается за счет автоматизации, цифровизации, внедрения новых технологий», — руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Петров.
РЕШЕНИЯ
Внедрение новых технологий и импортозамещение
«Старое оборудование можно сделать более эффективным даже на ультрасверхкритических блоках, которые будут отличаться на порядки», — руководитель по консалтингу Аналитического центра ТЭК Денис Дерюшкин.
«Нам хотелось бы, чтобы Правительство Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации оказало бы нам помощь в вопросах, связанных с выстраиванием рынков получения запчастей, машин, механизмов», — генеральный директор АО «СУЭК» Александр Редькин.
Развитие транспортной инфраструктуры
«Максимальный приоритет со стороны государства, со стороны “Российских железных дорог” направлен на скорейшую реализацию проектов развития Восточного полигона, первого, второго этапа. Уже рассматривается третий этап. <…> Самым быстрым мероприятием, чтобы сделать большой рывок, является развитие не просто припортовых станций, но такой последней железнодорожной мили на подходах к портам. Прежде всего, к портам Приморья», — генеральный директор ООО «Универсальная логистика», член президиума СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» Ирина Ольховская.
«Есть универсальные порты, которые балансируют между разными грузопотоками. <…> Например, между углем… рыбными грузами, между контейнерами. И универсальные порты являются демпфером, который позволяет транспортной системе адаптироваться и воспринимать колебания грузопотоков», — старший вице-президент по операционной деятельности и GR ГК «Дело» — Денис Илатовский.