Технологический суверенитет и низкоуглеродная энергетика: взгляд в завтрашний день

В последние годы практически все страны мира, несмотря на актуальность «зеленой повестки», вернулись к развитию ядерной энергетики. Вопрос о том, с помощью каких механизмов будет обеспечено взаимодействие стран в этой сфере и как удовлетворить возросший спрос на энергию без ущерба для экологии, обсудили участники сессии «Технологический суверенитет и низкоуглеродная энергетика: взгляд в завтрашний день» в рамках Российской энергетической недели (РЭН).

 

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Атомная энергетика стала востребованной и безопасной во всем мире

«Полностью преодолен "постфукусимский синдром" [страх перед мирным атомом, возникший после аварии на японской АЭС "Фукусима-1" в марте 2011 года. — Ред.]. Он преодолен и психологически, и юридически, — имею в виду, что регуляторы <…> погрузили в необходимые требования все элементы, позволяющие и далее считать атомную энергетику безопасной, комфортной, востребованной», — генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев.

«Республика Беларусь следует общемировым трендам по переходу к "зеленой экономике" и низкоуглеродному развитию — это закреплено в важнейших программных документах. Для энергетического комплекса приоритетной задачей является удовлетворение потребностей реального сектора экономики и населения в энергоресурсах на основе максимального эффективного использования и при снижении нагрузке на окружающую среду», — Министр энергетики Республики Беларусь Виктор Каранкевич.

«Нам необходимо модернизировать все энергетические системы и трансформировать наши энергетические рынки. Нам необходима ядерная энергетика, необходимы чистые источники энергии. <…> Ядерная энергетика идеально вписывается в нашу систему, и, я думаю, что это также касается других регионов мира, потому что нам нужно интегрировать ядерную энергию, если мы всерьез говорим о декарбонизации экономики», — Министр энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики Альпарслан Байрактар.

«Ядерная энергетика — это очень важно для снабжения населения энергией, и у нас в три раза к 2031 году будет [увеличено. — Ред.] использование ядерной энергетики. <…> Россия играет особую роль в ядерном сотрудничестве», — Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индии в Российской Федерации Паван Капур.

«Очень серьезно в мире изменилось отношение к ядерной энергетике. На него повлияли вопросы климата и энергетический кризис. Сейчас все бы хотели, чтобы у них была ядерная энергия», — заместитель генерального директора, руководитель департамента ядерной энергии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Михаил Чудаков.

ПРОБЛЕМЫ

Инфраструктурные ограничения, не позволяющие удовлетворить возросший мировой спрос на ядерную энергию

«Нужно 20 блоков ежегодно вводить, а сейчас вводится порядка шести, и, вместе с тем, пять-шесть выводятся из эксплуатации. А есть ли у нас на рынке такие возможности, чтобы удовлетворить такой огромный спрос на энергию? Сможем ли мы обеспечить такой огромный объем энергии? Ну да, это еще одна проблема, еще одно препятствие», —заместитель генерального директора, руководитель департамента ядерной энергии, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Михаил Чудаков.

«Необходимы унифицированные решения. Наши обмены технологиями приведут рано или поздно к принятию системных типовых решений на глобальном рынке, без этого невозможно создать новое качество атомной энергетики», — генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев.

«Нам необходимо изменить образ мышления операторов, необходимо, чтоб было гораздо больше надежных операционных систем. <…> Должны быть заинтересованы стороны, и общественность должна это принять: надо убедить население, что ядерная энергетика должна быть частью рынка и нам нужны технологические компетенции — не так уж много компаний, типа "Росатома", которые могут развивать эти технологии», — Министр энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики Альпарслан Байрактар.

Использование технологий атомной энергетики в политических целях

«Пока, к сожалению, главный фактор риска — это использование мировой атомной семьи, глобального рынка атомных технологий в интересах определенных стран. Это недопустимо. Атомные технологии — вне политики, атомная безопасность — выше любых политических амбиций, и мы будем делать все, чтобы свое присутствие на мировом рынке расширять», — генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев.

РЕШЕНИЯ

Наращивание объемов производства атомной энергии при повышенном внимании к вопросам регулирования сферы

«Президентом России Владимиром Путиным поставлена задача перейти к 2040-м годам к 25% [доли атомной энергетики в энергобалансе страны. — Ред.] от нынешних 20%. Это подразумевает большое строительство. <…> Что-то мне подсказывает, что достаточно скоро будет принято решение двигаться на следующем этапе к 30%, и, в моем понимании, это устойчивый баланс. <…> С 2032-2034 годов мы начнем тиражировать не строительство отдельных блоков, а промышленно-энергетических комплексов, куда будут входить и быстрые, и тепловые реакторы. Это будет обеспечено единым топливным циклом практически бесконечным», — генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев.

«Мы весьма активно работаем в сфере регулирования. Мы пытаемся нащупать общий подход. <…> Страны начинают взаимодействовать с нами, работать с нами, вырабатывая общие единые подходы», — заместитель генерального директора, руководитель департамента ядерной энергии, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Михаил Чудаков.

«Мы не только занимаемся вопросами нормативно-правовой базы. Где-то мы создаем органы регулирования, помогаем создавать их в других странах. <…> С коллегами сотрудничаем: мы подписали дорожную карту уже до 2026 года в части создания нормативной базы в области водородной тематики», — руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Александр Трембицкий.

Другие пресс-релизы