Эксперты и гости Международного форума «Российская энергетическая неделя», который состоится в Москве с 11 по 13 октября, обсудят перспективы энергетического сотрудничества между Россией и крупнейшими развивающимися экономиками мира, в том числе Китаем, Индией и странами Африки. Одна из ключевых тем предстоящего форума — воздействие перестройки транспортной-логистических коридоров на мировую энергетику.
«В мировой торговле нефтью происходят серьезные структурные изменения. Страны Ближнего Востока, игравшие важную роль в обеспечении сырьем растущих экономик Восточной Азии, теперь наращивают поставки нефти в Европу. В свою очередь, Россия резко увеличила экспорт нефти в Индию, Китай и некоторые другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). При этом на рынке все большую роль играют страны Латинской Америки, включая Бразилию и Гайану, обладающих соразмерным „плечом доставки» в Европу и страны АТР. Глобальный нефтяной рынок продолжает пытаться приспособиться к текущим геополитическим событиям, российская нефть, несмотря на попытки Запада ввести ограничения, поступает на различные рынки при изменившейся структуре цен, логистика стала сложнее и дороже, т.к. нефтеналивные танкеры вынуждены преодолевать большие расстояния, чтобы доставить сырье и нефтепродукты. Влияние этих сдвигов на будущее нефтяного рынка станет одной из важнейших тем предстоящей Российской энергетической недели», — отметил советник Президента Российской Федерации, ответственный секретарь Оргкомитета РЭН-2023 Антон Кобяков.
Крупнейшими импортерами российских нефтепродуктов в августе 2023 г. стали Турция, Индия и ОАЭ: на долю этих трех стран пришлось 46% морских поставок из Российской Федерации (1,04 млн из 2,27 млн б/с). Все более существенной становится роль Бразилии, Китая и Малайзии: на этих региональных потребителей пришлось в общей сложности 18% (397 тыс. б/с) в общей структуре поставок российских нефтепродуктов. Еще около 7% морских поставок нефтепродуктов из Российской Федерации (152 тыс. б/с) в августе пришлось на Сингапур, который активно развивает свой нефтепродуктовый хаб. Заметную роль играют также Греция и Мальта: в территориальных водах этих стран ЕС происходит перевалка нефтепродуктов с борта на борт (ship-to-ship), за счет чего общая доля этих стран в экспорте составила в августе 2023 г. составила 8% (191 б/с).
«Перестройка логистических потоков — не просто красивый слоган, а уже свершившийся факт, — отмечает эксперт Энергетического клуба РЭН Игорь Юшков. — Например, в августе 2023 г. в топ-20 ведущих импортеров нефтепродуктов из Российской Федерации вошли девять стран Африки: Алжир, Гана, Египет, Ливия, Марокко, Нигерия, Сенегал, Тунис и Того. Объем морских поставок нефтепродуктов из России в эти страны достиг 411 тыс. баррелей в сутки (б/с), а их доля в структуре соответствующей статьи российского экспорта составила 18%».
В целом, как отмечает Игорь Юшков, объем морских поставок нефтепродуктов из России за последние несколько месяцев сократился примерно на 780 тыс. б/с. В первую очередь, это обусловлено обязательствами России по сокращению добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+.
Организаторами Форума «Российская энергетическая неделя» являются Фонд Росконгресс, Министерство энергетики Российской Федерации при поддержке Правительства Москвы.