Аналитический отчет, подготовленный совместно Фондом Росконгресс, МГУ имени М.В.Ломоносова и Московским урбанистическим форумом к Восточному экономическому форуму—2023 раскрывает вопросы развития городов стран БРИКС. В исследовании приняли участие 10 городов, разделенные на две группы для сравнения: развитые (Москва, Дели, Сан-Паулу, Пекин, Йоханнесбург) и перспективные (Владивосток, Калькутта, Сальвадор, Чунцин, Кейптаун). Организатор ВЭФ — Фонд Росконгресс.
Сопоставление городов производилось в разрезе трех разделов и соответствующих им направлениям развития:
● Экономическое развитие;
● Транспортное развитие;
● Качество жизни.
В каждом разделе были выделены характерные особенности и ключевые кейсы, реализуемые в рамках городского развития.
Социально-экономическое развитие городов определяет потенциал роста городов и перспективные направления развития. В рамках исследования были рассмотрены численность и структура населения, валовый городской продукт, объем и структура городских бюджетов, перспективные направления инвестиционной деятельности и основные особенности занятости населения. Наиболее востребованными направлениями экономического роста для развитых городов является промышленность, электроника и сектор ИКТ. Инвестиции в перспективных городах преимущественно сфокусированы на третичном секторе экономики, также активно привлекаются инвестиции для отдельных муниципальных проектов городского развития.
Политика транспортного развития ориентирована на формирование эффективного транспортного каркаса с учетом сложившейся городской застройки, растущей плотности населения и перспектив экономического развития региона. Одной из ключевых проблем развитых городов является высокий трафик. Лидером по загруженности дорожно-транспортной сети является Дели (Индия), высокий уровень пробок также отмечается в Москве (Россия) и Сан-Паулу (Бразилия). В качестве эффективных мер по снижению уровня загруженности предлагается оптимизация парковочных пространств, совершенствование правил дорожного движения и строительство новых транспортных магистралей. Повышение доступности общественного транспорта уменьшает количество пробок, а также повышает мобильность населения и снижает объем загрязнений воздуха. Города Индии (Дели и Калькутта) обладают наиболее финансово-доступным общественным транспортом, однако это оказывает влияние на качество сервиса. Развитие систем общественного транспорта также оказывает положительное влияние на повышение транспортной безопасности города. Самым низким числом ДТП и самой низкой смертностью на дорогах характеризуются Сан-Паулу (Бразилия) и Владивосток (Россия).
Качество и комфортность среды проживания определяют конкурентоспособность городов. В рамках исследования было рассмотрено четыре важных аспекта качества городской жизни — жилье, образование, здоровье и экология. Помимо анализа статистических показателей были проведены собственные расчеты, позволяющие глубже изучить рассматриваемые аспекты в пространстве. Для рассматриваемых городов были фактически впервые рассчитаны следующие показатели: доля застроенных территорий, зоны доступности объектов образования и здравоохранения, острова тепла и индекс NDVI, рассчитываемые с помощью спутниковых снимков.
«Обеспечение эффективного сотрудничества зависит от объективной оценки состояния всех городских систем. Для совместной работы в области городского развития необходимы сбор и обработка актуальных данных по единой методике. Статистические и пространственные данные наших стран и городов агрегируются и хранятся по-разному, что может существенно осложнять анализ и внедрение новых городских политик. Соответственно, создание единого подхода к сбору и обработке данных для всех стран и городов БРИКС могло бы способствовать продуктивному партнерству в области урбанистики», — отмечается в аналитическом отчете.