Названы основные тренды в развитии социального предпринимательства

Число социальных предприятий в Реестре СП за три года выросло более чем в 3 раза и продолжает увеличиваться. На развитие сферы в России оказывают влияние глобальные тренды. Об этом рассказала Юлия Жигулина, исполнительный директор Фонда «Наше будущее», на круглом столе «Межрегиональное взаимодействие социальных предпринимателей: лучшие практики и перспективы развития», который состоялся в Тульской области.

Эксперты из Москвы, Тульской, Орловской, Липецкой, Рязанской и Калужской областей встретились по инициативе АНО ПСП «Лаборатория социального развития» в рамках историко-литературного фестиваля «Война и мир» в родовой усадьбе Л.Н. Толстого. Они поделились опытом и наметили варианты взаимодействия представителей сферы.

Юлия Жигулина назвала глобальные тренды, которые влияют на развитие социального предпринимательства в нашей стране. Это работа в условиях многополярного мира, нестабильность и неопределенность к экономике, цифровая трансформация, интеграция с маркетплейсами, осознанное потребление, развитие ассистивных технологий и шеринг-экономика. Во многих регионах сейчас происходит формирование сообществ социальных предпринимателей, создание креативных кластеров. Росту числа таких предприятий содействуют меры поддержки государства (гранты, субсидии) и фондов различной направленности.

Развитию отрасли поможет формирование командной среды в коллективах социальных компаний, учет целей национальных проектов, внедрение цифровых сервисов и создание единых центров по обмену информацией и услугами. Участники согласились, что стоит выработать подход для единой оценки «рейтинга доверия» и исследования социального эффекта.

«В российском законодательстве социальные предприниматели относятся к категориям малого и среднего бизнеса и часто работают в условиях ограниченных ресурсов и возможностей. Вместе с тем количество таких предприятий постоянно растёт. Если в августе 2020 года их насчитывалось 2 880, сейчас уже 9 794, то есть практически в 3 раза больше. Как показало проведенное нами исследование, 72 % составляют женщины, в основном образованные, замужние, средних лет и с детьми. А наиболее распространенной целевой аудиторией являются дети – на них ориентированы 52 % социальных предприятий, ещё четверть предлагает услуги или товары для деток с особыми потребностями», – рассказала Юлия Жигулина.

Больше всего социальных предприятий в Реестре СП зарегистрировано в Московской области – 942. Также в пятерке лидеров Башкортостан (593), Нижегородская область (442), Ханты-Мансийский автономный округ – ЮГРА (346) и Ленинградская область (325).

Вступление в Реестр СП позволяет пользоваться всеми доступными мерами поддержки. Сами участники чаще всего выбирают гранты (65 %), информационную поддержку (49 %), обучающие программы (30 %), налоговые льготы (25 %).

Фонд «Наше будущее» формирует экосистему для развития социального предпринимательства. Начинающие и действующие представители доброго бизнеса могут проходить обучение в Лаборатории социального предпринимательства, в том числе, участвовать в акселераторах «Формула роста» и «Аксель.Соцзаказ».

Другие пресс-релизы