Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на основе данных из открытых источников и маркетинговых исследований приводит комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса РФ по итогам 1 полугодия 2023 года и прогноз по динамике их развития.
Авиация
Пассажирские перевозки в России в 1 полугодии 2023 года уверенно встали на крыло – отрасль показывает рост, начиная с февраля. При этом внутренние авиаперевозки росли меньшими темпами, чем международные, и достигли 37,5 млн человек, что чуть ниже рекордных объемов по итогам 6 месяцев 2021 года.
Всего по итогам полугодия было перевезено свыше 47 млн человек, что на 18% превышает показатели аналогичного периода 2022 года и на 8% – 2021 года, при этом в сравнении с «доковидным» 2019 годом динамика отрицательная (-17,5%).
Продолжается тренд на усиление роли местных авиахабов – растет число прямых рейсов из крупных региональных аэропортов на популярные российские, ближневосточные и азиатские курорты.
На фоне действующих санкционных ограничений доля российских авиакомпаний в международных авиаперевозках в РФ снизилась с 42,5% в 2019 году до 21,3% по итогам минувших шести месяцев.
Доля отечественных самолетов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, выросла на 4% в сравнении с 1 полугодием 2019 года.
По оптимистичным прогнозам, по итогам текущего года международные перевозки вырастут на 26% – до 22 млн человек, а внутренние – превысят 85 млн человек (+9,5%). Таким образом общий пассажиропоток составит более 107 млн чел (динамика год к году +12,5%), что выше целевых значений Минтранса России.
Железнодорожный транспорт
Погрузка на сети РЖД в 1 полугодии 2023 года растет 5 месяцев подряд, динамика составила 0,7% (до 619 млн тонн) к показателю 6 месяцев 2022 года в основном за счет зерна, угля, строительных грузов. С мая прирост показателя начал замедляться. Пропускной и провозной способностей железнодорожной инфраструктуры недостаточно для наращивания объемов грузов, а летние ремонтные работы на путях и рост пассажирских перевозок усиливают давление ограничивающих факторов.
Продолжается перераспределение экспортных поставок вследствие дифференцированного внешнего давления грузы показывают разнонаправленную динамику (например, растет погрузка угля и зерна при падении погрузки леса).
Ставки аренды в 1 полугодии показывают устойчивый рост в основных сегментах подвижного состава, при этом отрицательная динамика наблюдается в сегменте лесовозных платформ в силу сокращения перевозок и профицита парка.
По итогам года эксперты прогнозируют умеренный рост объема погрузки на сети РЖД – на 1,6%.
Что касается подвижного состава, объем выпуска вагонов увеличился на 15% – до 28,2 тыс. ед., при этом производство полувагонов снизилось на 29%, а платформ – на 25% относительно первого полугодия 2022 года, что связано с высокой загрузкой заводов оборонными заказами. Дефицит наблюдается в сегментах полувагонов, цистерн и хопперов, зафиксированы рекордные закупки зерновозов и рост спроса на крытые вагоны. По итогам года ожидается увеличение объема закупок вагонов на 20% – до 56,6 тыс. ед., высокие цены на подвижной состав будут нивелированы растущими арендными ставками. Таким образом парк вагонов в РФ вырастет на 2,8% год к году и превысит 1,3 млн ед.
Водный транспорт
В 1 полугодии 2023 года объем грузовых перевозок внутренним водным транспортом в РФ снизился по отношению к аналогичному периоду 2022 года на 7% (до 35,7 млн тонн) на фоне сокращения транспортировки строительных грузов, в то время, как перевозки грузов морскими судами увеличились на 40% (до 16,7 млн тонн).
Пассажирские перевозки показывают положительную динамику – по внутренним водным путям увеличились на 15% (до 3,6 млн человек), а морским транспортом – на 21% (до 1,8 млн человек).
Грузооборот морских портов РФ в 1 полугодии вырос на 10,5% за счет перевалки сухих грузов (зерна, удобрений, угля). За счет активного развития коридора «Север – Юг» и лимитирующего фактора «узких мест» Восточного полигона лучшую динамику перевалки показали Каспийский и Азово-Черноморский бассейны.
Во втором квартале 2023 года достигнуты пиковые за последние годы значения по объему перевозки грузов морским транспортом и по грузообороту российских морских портов за счет роста экспорта сырьевых товаров и переориентации логистики. Способствуют экспорту высокие цены на сырье и ослабление курса рубля. В 3-4 квартале 2023 года ожидается замедление динамики роста морских грузовых перевозок, но итоговый годовой объем будет выше показателей предыдущих лет. По оценке Росморречфлота, в 2023 году грузооборот российских морских портов вырастет на 7-8%.
На речном грузовом и пассажирском транспорте по итогам года также ожидается положительная динамика (2% и 10%, соответственно).
Что касается строительства флота, в настоящий момент темпы списания морских судов почти вдвое опережают темпы строительства. На фоне усложнения фрахтования иностранных судов из-за санкций особое значение приобретает строительство нового российского флота. В рамках инвестпроекта ГТЛК с использованием средств ФНБ в ближайшую пятилетку будет построено свыше 100 судов класса «река-море» и «море». Кроме того, инвестпроект будет способствовать и обновлению флота внутреннего водного транспорта, которому требуется существенная модернизация в сегментах сухогрузов, барж и буксиров.
Автотранспорт
Пассажирские и грузовые перевозки автотранспортом по итогам 1 полугодия 2023 года увеличились на 7,7% и 2,4%, соответственно.
Продажи грузовых автомобилей выросли на 66% год к году благодаря обновлению парков крупных строительных компаний и перевозчиков за счет китайской техники. Продажи автобусов тоже показали положительную динамику, рост составил 34%.
На повышение спроса в 1 полугодии также повлияли повышение утильсбора на технику с 1 августа 2023 года и государственные программы поддержки обновления пассажирского транспорта, в том числе профильная программа ГТЛК и инвестпроект с использованием средств ФНБ в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
В продажах грузовых авто растет для китайской техники: с 15,2% в 1 полугодии 2022 года до 53,5% в 1 полугодии 2023 года. В сегменте самосвалов ее доля выросла до 80%, в сегменте седельных тягачей – до 64%. Продажи российских марок растут небольшими темпами (КАМАЗ +2,7%, ГАЗ +6,8%) относительно динамики китайских марок.
В сегменте городского пассажирского автотранспорта сохраняют лидерство российские марки – ПАЗ, ЛИАЗ, НЕФАЗ (доля ТОП-3 в продажах – 64%), растут продажи автобусов Volgabus (+5%). Китайские производители доминируют в сегменте междугородних и туристических автобусов.
По данным Росстата, за 6 месяцев 2023 года в РФ отмечается рост производства грузовых автомобилей (+5,8%) и автобусов массой свыше 5 тонн (+8,6%).
По итогам 2023 года ожидается увеличение коммерческих продаж грузового автотранспорта на 60%, автобусов – на 40%.