В преддверии Международного экологического форума «Эко Алтай. Нить природы» Фонд Росконгресс, Правительство Республики Алтай и МГУ имени М.В. Ломоносова провели круглый стол «Экологическая политика и экообразование: ключ к устойчивому развитию». На мероприятии, которое состоялось на философском факультете университета, эксперты обсудили и подготовили предложения по созданию условий для развития в стране системы экологического образования и воспитания экологической культуры.
«Этот круглый стол — шестая и завершающая содержательная встреча с экспертами в ряду мероприятий, проводимых Фондом Росконгресс в рамках подготовки к Международному форуму „Эко Алтай. Нить природы», — отметил заместитель директора Фонда Росконгресс Игорь Павлов. — Экологический форум в Горно-Алтайске начнется через месяц, и наша команда финализирует организационные и содержательные вопросы подготовки к Форуму».
«За последнее десятилетие экология стала одним из важнейших приоритетов развития. Уже сейчас ясно, что новыми глобальными лидерами будут те страны и те компании, которые смогут найти сбалансированную модель развития. Республика Алтай является территорией ноосферного развития. Мы определили экологию точкой нашего экономического роста еще до того, как это стало модным», — прозвучало в приветствии от имени главы региона, которое зачитала заместитель Председателя Правительства, полномочный представитель Республики Алтай в городе Москве Ирина Лозовая. Республика работает над формированием культуры экологичного отношения к окружающей среде по нескольким направлениям, в том числе это работа со школьниками и молодежью, участие в федеральных проектах по экопросвещению, совместная реализация проектов с общественниками и НКО. Для масштабирования экопросветительской работы руководство республики считает необходимым увеличивать аудиторию экологических проектов.
Как отметила в своем выступлении член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Гигель инновационными инструментариями экологического просвещения, воспитания и образования детей в нашей стране сегодня являются Всероссийские природоохранные социально-образовательные проекты «Эколята — Дошколята», «Эколята», «Молодые защитники Природы», в которых принимают участие детские сады и школы 85 субъектов страны. «Вопросы экологического воспитания и образования на данном этапе в нашей стране должны рассматриваться как элементы дополнительного образования и быть включены во внеурочную деятельность», — считает Татьяна Гигель.
«Экология, бесспорно, относится к нашим духовно-нравственным ценностям. В Республике Алтай соединяются самые разные религиозные традиции России, каждая из которых определенным образом обозначает безусловную ценность природы», — подчеркивает декан философского факультета МГУ Алексей Козырев. Говоря об университетском образовании, он отмечает, что экологию нужно рассматривать в системе знаний не как довесок, а как совершенно органичную его часть. Практикой университетской работы в сфере экообразования поделилась и.о. ректора Горно-Алтайского государственного университета Наталья Гусельникова. В настоящее время университет по инициативе главы Республики Алтай включился в работу по созданию в регионе инновационного научно-технологического центра «Ноосфера».
ЮНЕСКО призывает к 2025 году сделать экологическое образование одним из основных компонентов учебной программы во всех странах. «Новые образовательные стандарты Российской Федерации вводят экологическое воспитание в обязательную деятельность», — говорит завкафедрой философии образования философского факультета МГУ Елена Брызгалина. Эксперт подчеркивает обозначенный в федеральном законе необходимый принцип всеобщности и комплексности экологического образования: им должны заниматься, помимо образовательных учреждений, также СМИ, местное самоуправление и учреждения культуры.
По словам директора департамента региональных программ ЭИСИ Дарьи Кислицыной «в рамках экологии правильно на современном этапе развития говорить о проблематике экологического суверенитета, который предполагает создание комплексной экосистемы, объединяющей государство, бизнес, научное сообщество, общественность с целью развития национальной системы управления в экологической сфере».
«Разработать конкретные методики достижения задач экологического образования и воспитания через проблематику своего региона» предлагает заместитель генерального директора издательства «Просвещение» Ольга Жигалева: «Для реализации методик разработать учебные пособия курсов внеурочной деятельности, сценариев мероприятий внеурочной деятельности».
Предложения экспертов вошли в проект резолюции круглого стола, которая будет представлена на форуме «Эко Алтай. Нить природы». В их числе предложение о включении в Стратегию экологической безопасности Российской Федерации вопросов экологического образования, присоединении Республики Алтай к проекту «Вернадский», заключение соглашения между регионом и МГУ о подготовке новых кадров, а также проработка вопроса создания экологического подразделения Фонда Росконгресс в Республике Алтай.