Президент принял участие в пленарном заседании Форума будущих технологий «Вычисления и связь. Квантовый мир».
Форум открывает серию ежегодных встреч, посвящённых инновационным практикам технологического развития страны. Мероприятие объединило учёных из ведущих университетов и исследовательских центров мира, экспертов и представителей бизнес-сообщества.
Центральное событие — пленарное заседание — посвящено обсуждению приоритетных задач в развитии технологий вычисления и передачи данных, их потенциала для роста экономики и повышения качества жизни людей.
Указом Президента 2022–2031 годы объявлены в Российской Федерации Десятилетием науки и технологий.
Перед началом пленарной сессии Владимир Путин осмотрел выставку передовых разработок в области квантовых технологий ГК «Росатом» и ОАО «РЖД».
* * *
Р.Юнусов: Добрый день, Владимир Владимирович!
Добрый день, уважаемые коллеги!
Прежде чем мы объявим начало нашей дискуссии, я бы хотел представить Вам, Владимир Владимирович, вам, коллеги, участников нашей сегодняшней дискуссии. Я пойду, наверное, слева направо.
Рядом со мной находится Алексей Фёдоров, который возглавляет научную группу в Российском квантовом центре и является самым молодым профессором в истории МФТИ.
Алексей Евгеньевич Лихачёв, глава госкорпорации «Росатом», с нами.
Илья Семериков — тот самый Илья, который построил компьютер, который, Владимир Владимирович, мы Вам показывали — на кубитах, 16-кубитный квантовый компьютер. Илья возглавляет субгруппу в Российском квантовом центре и является сотрудником Физического института Академии наук.
С нами также Надежда Борщевская, которая работает в лаборатории оптики Центра квантовых технологий Московского государственного университета.
Олег Валентинович Белозёров — глава «Российских железных дорог».
И Владимир Егоров, который является заместителем директора Национального центра квантового интернета ИТМО.
Владимир Владимирович, у нас сейчас было время обмолвиться парой слов с учёными, и Вы сказали: вы знаете, ведь счастье — в творчестве. А мы, когда готовились к сессии, обсуждали, как ни странно, тот же самый сигнал, ту же самую идею, что мы — как научное сообщество — живём в такое время, в котором мы очень счастливые ребята. Потому что у нас происходит столько всего, что мы творчески проживаем такой путь — за десять лет мы прошли то, что людям, бывает, за всю жизнь не достаётся такого.
Я помню, десять лет назад, когда мы с Алексеем Фёдоровым, который был студентом 4-го курса Бауманки, ходили и рассказывали, что такое квантовый компьютер, нам говорили: это всё фантастика, мы вообще не верим. А сейчас, когда мы рассказываем — [звучат вопросы]: ну что, когда там 100 кубит будет? Алексей Евгеньевич говорит: когда вы нам всё уже сделаете в российской атомной промышленности? И так далее.
Очень большой путь пройден. И действительно, мы сегодня будем говорить про технологии, но мы будем говорить и про людей, про то, как они проживали эти годы и как мы пришли к такому событию. Десять лет назад такой форум и представить было невозможно — что государство на таком уровне будет уделять внимание квантовым технологиям.
Прежде чем мы перейдём к дискуссии, если позволите, Владимир Владимирович, я бы предложил Вам выступить с речью.
Пожалуйста.
В.Путин: Большое спасибо.
Не думаю, что это будет фундаментальная речь, поскольку предмет-то, обсуждаемый вами, очень специальный. Тем не менее, разумеется, рад приветствовать всех российских и зарубежных учёных, инженеров, представителей бизнеса, всех участников Форума будущих технологий.
Ведущий наш сказал, что трудно было десять лет назад представить, что такой форум мог состояться. Ну, почему? Мы как раз и стремились к тому, чтобы не только такие форумы состоялись, но стремились к тому, чтобы исследования проводились, чтобы они проводились в том числе молодыми исследователями, чтобы мы выходили на нужные нам параметры и результаты. То, что мы добиваемся своих целей, это, мне кажется, очень важно — что мы ставим перед собой выполнимые задачи, нужные для нашей страны, идём к ним уверенно и добиваемся, как я уже сказал, результатов.
Рассчитываем, что и сегодняшняя наша встреча станет традиционной, а она уже становится традиционной, для обсуждения перспективных направлений, которые уже в горизонте текущего, в начале следующего десятилетия будут всё больше и больше набирать силу. Во многом всё это станет определять облик национальных экономик, да и карту мира в целом.
Конечно, не буду говорить сегодня о сугубо научных вещах — это дело тех, кто здесь сидит со мной рядом, во всяком случае некоторых коллег, и тех, кто в зале находится: лучше вас, лучше специалистов этого никто не знает. Но при этом посчитал важным рассказать о том, как мы строим нашу работу на государственном уровне, как мы выстраиваем международное научное и технологическое сотрудничество в условиях фактической блокады, объявленной России властями и правящими элитами, скорее всего правящими элитами, некоторых стран.
Мы действительно столкнулись с давлением, с попытками через ограничение доступа к технологиям заставить нас отказаться от суверенитета, от права самим выбирать свой собственный исторический путь. Наши оппоненты рассчитывали, что мы отступимся, сдадимся, но так не будет, как мы часто говорим в таких случаях. Россия будет идти только вперёд, причём своим собственным путём, не изолируясь ни от кого в то же самое время.
На внешние вызовы мы отвечаем только усилением качества и эффективности работы, распространением свободы. Так это, кстати, произошло и в 2014 году, — уже говорил об этом, да и все об этом хорошо знают, — когда первая волна внешних санкций стала стимулом для бурного развития некоторых наших направлений, в том числе сельского хозяйства.
Сегодня аналогичные позитивные процессы набирают силу в промышленности и в технологической сфере. При этом мы понимаем, что в текущих условиях главное для опережающего развития — сосредоточить усилия на приоритетных задачах.
Во-первых, на тех направлениях, где мы уже обладаем технологиями и продуктами глобального уровня, например, в атомной энергетике, в искусственном интеллекте и во многих других сферах.
Во-вторых, на тех областях, которые являются критическими для развития страны и где мы в обязательном порядке должны — именно должны — обладать собственными компетенциями. При этом у нас должны быть не просто научные разработки и базовые решения, а вся технологическая и производственная цепочка: собственное оборудование, элементная база, программное обеспечение и, конечно, люди, кадры.
Безусловно, решая задачи технологического суверенитета, мы не собираемся замыкаться, как я уже сказал в самом начале, замыкаться в себе. Напротив, намерены создавать и расширять равноправные, взаимовыгодные технологические и научные альянсы с другими государствами.
Отмечу, что в рамках российского председательства в БРИКС в следующем году будем обсуждать с нашими партнёрами такие конкретные проекты в целом ряде значимых сфер. В том числе речь идёт о передовых технологиях вычислений, обработки, хранения и передачи данных. Остановлюсь на этой теме поподробнее, если позволите, тем более что именно данный вопрос — в центре внимания Форума будущих технологий в этом году.
Наша принципиальная задача — перевести всю экономику, социальную сферу, органы власти, работу органов власти на качественно новые принципы работы, внедрить управление на новых данных — на основе больших данных. Эффект, как мы рассчитываем, будет в полном смысле комплексным, мультипликативным. Это кратное повышение качества управления и производительности труда, рабочие места с передовыми компетенциями и высокими заработными платами, доступность услуг, сервисов, принципиально иные возможности для наших граждан, для человека.
Так, цифровые платформы позволят развивать умные города и беспилотные системы, использовать «цифровые двойники» технических систем и процессов их производства, начать широкое применение точного земледелия в сельском хозяйстве, выйти на новый уровень в логистике и энергетике, в развитии телемедицины и онлайн образования, в предоставлении госуслуг и осуществлении финансовых расчётов. В целом платформенные решения откроют дорогу к тому, чтобы полномасштабно автоматизировать не только технологические процессы, но и взаимоотношения между участниками рынка.
Для таких изменений всё, что связанно с данными, большими данными, принимает критически важное значение. Речь, по сути, идёт о системообразующей инфраструктуре для нашего дальнейшего развития, для будущего нашей экономики в целом. И очевидно, что зависимость в этой сфере означает серьёзные угрозы для национальной безопасности, ослабление, а то и утрату, суверенитета страны. Мы должны, безусловно, думать над этим и смотреть в будущее.
Будем говорить прямо: именно к этому стремились некоторые страны, когда любыми путями пытались в буквальном смысле подсадить нашу страну на зарубежные технологические платформы и стандарты, и надо признать: не без успеха. Понятно, что взаимозависимость неизбежна. Понятно, что взаимозависимость — это объективная вещь. Но всё-таки между общими словами об открытости и собственной рубашкой, которая ближе к телу, разница есть, и мы на практике часто эту разницу видим.
Многие критические технологии в этой сфере мы покупали, что называется, в чужом магазине, в своего рода супермаркете готовых, кем-то произведённых решений. А в какой-то момент перед нами просто плотно затворили дверь и повесили вывеску «Закрыто».
Мы извлекли уроки, сделали необходимые выводы. Правительством, государственными и частными компаниями уже немало сделано, чтобы изменить положение дел, но нужно, безусловно, нужно идти дальше: решать более сложные, системные задачи, планировать эту работу вдолгую.
Предлагаю в течение года подготовить новый национальный проект на период до 2030 года, а именно нацпроект по формированию экономики данных. Подчеркну: речь не только о том, чтобы консолидировать существующие инструменты поддержки развития цифровой экономики, искусственного интеллекта и высокотехнологичных проектов, включая дорожные карты по развитию квантовых технологий, о которых вы говорите сегодня и которые сегодня компании с госучастием пытаются осуществить на практике — разработки в этой сфере осуществить на практике.
Нужно выстроить именно целостный механизм создания и повсеместного внедрения передовых разработок. Это на самом деле касается всех технологий и сфер жизни, безусловно. Мы много об этом говорим, постепенно двигаемся, решаем эти вопросы. Но нужно максимально форсировать такую работу, в том числе и по такому направлению, как формирование экономики данных, о которой уже сказал.
Здесь значимо всё: это исследования, подготовка кадров на всех уровнях образования, формирование условий для выпуска и тестирования пилотных образцов продукции, спрос на отечественные продукты и сервисы в области вычислений и работы с данными, а также гибкое регулирование и поддержка производства.
При этом принципиально важно системно смотреть на следующий технологический уклад, создавать отрасли и рынки будущего. Именно в такой логике построен нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем. Как мы и договаривались с коллегами, прошу утвердить его до 1 сентября 2023 года, а также учесть это приоритетное направление при формировании бюджета на 2024 и плановый период до 2026 года.
Уважаемые коллеги, новый национальный проект по формированию экономики данных должен коснуться всех этапов и уровней работы.
Продолжение следует.