Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) подписала c Южным центром судостроения и судоремонта (входит в состав ОСК) контракт на строительство серии из шести самоходных земснарядов со сменным фрезерным/роторно-ковшевым рыхлителем проекта 93.159А.
Строительство будет вестись на производственной площадке «Лотос». Срок поставки первых трех земснарядов – 2025 год, второй партии – 2026 год. Они будут строиться по отечественному проекту с использованием российского судового комплектующего оборудования. Основное назначение судов – проведение дноуглубительных работ: разработка илистых, песчаных и песчано-гравелистых грунтов. Земснаряд будет использоваться также для чистки рек и каналов от наносов, для прокладки каналов и других гидротехнических работ.
Контракт подписан в рамках реализации инвестпроекта ГТЛК с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) по обновлению гражданского водного флота России.
«Перевозки внутренним водным транспортом в России имеют большой потенциал роста, но для форсированного развития отрасли и понятной экономики таких перевозок необходимо устранить лимитирующие участки, затрудняющие сегодня проход судов по рекам и каналам. ГТЛК как инструмент развития транспортной отрасли страны уделяет большое внимание решению этой важной задачи. Построенные по заказу компании современные земснаряды будут способствовать достижению поставленной Президентом России Владимиром Путиным цели по созданию условий для развития внутреннего водного транспорта», – заявил генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих.
«Для развития международного транспортного коридора «Север-Юг» и в целом улучшения условий судоходства по внутренним водным путям России уже в самое ближайшее время необходим флот новых высокоэффективных судов дноуглубления. Астраханские корабелы обладают необходимыми компетенциями и уже строят дноуглубительные суда. От работы земснарядов выиграют грузоперевозчики и пассажирские компании. Для ОСК важно, что серия составит в общей сложности 10 судов – это улучшит экономические показатели проекта», – рассказал глава ОСК Алексей Рахманов.
Инвестпроект ГТЛК с использованием средств ФНБ предусматривает строительство и последующую передачу в лизинг на льготных условиях 260 судов в 2024-2028 гг. – 119 грузовых, 73 пассажирских, 10 рыбопромысловых, 27 судов дноуглубительного флота, 1 плавдока, 5 крупнотоннажных и 5 буксирных судов, 20 барж. Общий объем инвестиций в проект составит 231 млрд рублей, из которых 136 млрд рублей приходится на средства из ФНБ и 95 млрд рублей – на заемное финансирование.
ГТЛК – ключевой заказчик гражданских судов на отечественных верфях, лидер сегмента лизинга водного транспорта с долей рынка в 72% по итогам 2022 г., по данным агентства «Эксперт РА». По состоянию на 23.06.2023 ГТЛК инвестировала в российское судостроение 187 млрд рублей, заказав 191 новое судно. Флот ГТЛК насчитывает 203 судна, из которых 112 уже переданы в лизинг.