О росте экспорта российского угля, взвешенном подходе к реализации третьего этапа Восточного полигона, увеличении нагрузки на инфраструктуру Северо-западной железной дороги и многом другом в интервью директора по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирины Ольховской.
– Помимо инвестиций в Специализированный угольный терминал АО «Восточный Порт» активно развивает Универсальный терминал. Порт уверенно встроился в импортные логистические контейнеропотоки, и уже по итогам июня мы обрабатываем в двадцатифутовом эквиваленте столько же, сколько за весь прошлый год. За последние 5 месяцев 2023 года фактическая отгрузка составила 11619 тыс. TEU. Из них 11399 тыс. TEU импорт (из Порта), 220 – экспорт (в Порт). Оборот увеличился почти в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. В июне планируем выполнение за 6 месяцев объема всего прошлого года. Это оказалось возможным благодаря совместной работе с российскими железными дорогами. За короткий срок мы оперативно разработали 7 местных технических условий погрузки контейнеров в полувагоны, и сегодня по скорости процесс практически сравнялся с погрузкой на фитинги. Один поезд в сутки – стабильный результат. Мощности специализированного угольного терминала Порта за 5 месяцев переработали уже 14 млн тонн.
Говоря о развитии Восточного полигона Ирина Ольховская отметила, что в текущих условиях стройка идёт хорошими темпами. Проект переносился с 2017 года на 2020-й, сегодня грузоотправители ждут 2024 года и плана в 180 млн тонн. Однако в ситуации, когда РЖД должны вести строительство и увеличивать объемы, эту работу можно считать стабильно решаемой.
В том числе эксперт обозначила проблематику существующей нагрузки на инфраструктуру Западносибирской железной дороги. Значительный объем грузов направляется по ЗСЖД как с запада на восток, так и с востока на запад. Речь идет уже о формировании целого коридора «Запад – Восток». И, анализируя период с 2018 года по текущий период, очевидно, что нагрузка на инфраструктуру ЗСЖД неуклонно растет. При этом, практически все подстанции, перегоны, участки ЗСЖД работают на запад и на восток в режиме более 100 процентов загрузки. Это ограничивает возможность РЖД держать короткие интервалы между поездами. Модернизация инфраструктуры СЗЖД, как звена Восточного полигона, не требует миллиардных инвестиций, однако это позволит увеличить возможности Восточного полигона.
В части развития третьего этапа проекта топ-менеджер УГМК сделала акцент на необходимость взвешенного подхода к его реализации. Прежде всего необходимо реализовать 2-й этап, чтобы новая стройка не мешала текущим работам. Основная задача – к 2024 году достичь 180 млн тонн. В 2022 году российские железные дороги достигли 158 млн тонн. Разница для РЖД в 22 млн тонн существенная, но для российской экономики эту цифру можно считать погрешностью. При этом 3-й этап нужно начинать проектировать с учетом длительности соответствующих процессов утверждений и согласований. Должна быть обеспечена строительная готовность проекта. Переориентация грузов с запада на восток, на рынок АТР, продлится 5-10 лет. Поэтому перед проектированием 3-го этапа важно утвердить грузовую базу и увязать её с детальной корреспонденцией грузопотоков – с регионом и профицитом портовых мощностей. Уже сейчас профицит портовых мощностей Дальнего Востока – 100 млн тонн. Такую корреспонденцию грузов необходимо утвердить хотя бы в двух вариантах – в оптимистичном и реалистичном и переходить к процессам проектирования.
Касательно потенциала экспорта российского угля Ирина Ольховская заметила, что оценка этого показателя относится к вопросу мировой торговли углём. Потому что потребление угля в мире, как энергоресурса, и объём мировой торговли углём – это разные показатели. Например, в США добыча угля за последние 7 лет упала на 36%, но объём экспорта вырос на 15%. В Китае выросла добыча порядка на 20%, а импорт увеличился на 44%. Аналогичная тенденция в Индии. Отсюда и видение потенциала. Мировая торговля углём ежегодно прирастает. С 2020 года, когда она составляла 1 млрд 235 млн тонн, по итогам 2022 года – это 1 млрд 350 млн тонн. Из этого следует, что, несмотря на падения цифр потребления угля, мировая торговля растёт. При этом потенциал российского угля можно оценить в 100 млн тонн (это цифра профицита портовых мощностей). Это реализованные инвестиции в сотни миллиардов рублей как в Ванинском, так и в Находкинском транспортном узле. Кроме того, растет контейнерный импортный и экспортный рынок. Поэтому очевидно, что нужна реализация 3-го этапа модернизации Восточного полигона, так как 22 млн тонн – это мало, а потенциал значительный.