В рамках деловой программы российского фармацевтического форума «Лекарственная безопасность» состоялась экспертная дискуссия, посвященная стратегиям внедрения персонифицированной медицины. Организаторами мероприятия выступают Фонд Росконгресс и Министерство здравоохранения Российской Федерации, при поддержке подкомитета по вопросам обращения лекарственных средств, развития фармацевтической и медицинской промышленности Комитета Государственной Думы Российской Федерации по охране здоровья.
В мероприятии приняли участие первый заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) Татьяна Яковлева; генеральный директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации Евгений Шляхто; генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра радиологии Министерства здравоохранения Российской Федерации; главный внештатный специалист-онколог Министерства здравоохранения Российской Федерации Андрей Каприн; Министр здравоохранения Республики Сербия Даница Груичич; директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова» Министерства здравоохранения Российской Федерации Алексей Беляев; вице-президент по внедрению новых медицинских технологий АО «Генериум»; член-корреспондент РАН Дмитрий Кудлай; генетик ФГБУ «Российский научный центр рентгенорадиологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации; руководитель направления онкогенетики, ООО «Эвоген» Мария Макарова; президент Ассоциации производителей биомедицинских клеточных продуктов Алексей Мартынов и другие.
В настоящее время известны причины и механизмы возникновения целого спектра сложных многофакторных заболеваний, таких как рак, диабет, болезнь Альцгеймера, аутоиммунные и метаболические состояния. Редукционисткая медицина, ориентированная на выявление «главной» причины заболевания и точки терапевтического воздействия, остается в прошлом. Уже известны точные механизмы оркестровки событий, приводящих к патологиям и эндогенные факторы, способствующие прогрессии заболевания. Глубина этих знаний открывает двери прецизионной медицине, способной выбирать стратегии лечения, основываясь на конкретных текущих механизмах развития и течения заболевания и его точном молекулярном портрете. Более того, с учетом особенностей физиологии и среды пребывания, факторов жизни и анамнеза каждого конкретного пациента, в рамках прецизионной медицины возможны персонифицированные, подобранные под каждого пациента, подходы. Данная парадигма диктует необходимость изменения принципов клинических исследований: проводить их для небольших групп дифференцированных пациентов с определенными особенностями.
В ходе дискуссии первый заместитель руководителя ФМБА России Татьяна Яковлева отметила, что в интересах пациента важнейшей частью внедрения персонифицированных подходов является возможность создавать и применять клеточные и генотерапевтические препараты непосредственно в медицинском учреждении.
«Сегодня, в основном, исследовательские возможности сконцентрированы в научных учреждениях, а не в медицинских. Именно там сосредоточена и приборная база, и необходимые кадровые компетенции. В медицине такими возможностями обладают только крупные научно-клинические центры, федеральные либо в меньшей степени региональные, – подчеркнула Татьяна Яковлева. – Такие центры имеют в своем составе хорошо оснащенные научные институты, лаборатории и научное финансирование на изучение заболеваний, разработку новых методов диагностики и лечения. Но таких центров не так много».
Участники обсудили, каких действий и решений требует от участников отрасли – регуляторов, разработчиков, производителей, врачей и пациентов – практика применения прецизионной медицины, готова ли фармацевтическая отрасль дифференцировать свои подходы к разработкам и внедрению разных комбинаций лекарств и разных подходов к одной болезни, каким образом переход к персонализированной медицине расширит рынок препаратов и обновит подходы к лечению и другие вопросы.