Аналитический центр НАФИ совместно с Фондом Росконгресс представляют спецпроект «Лекарственная безопасность россиян: выбор лекарств, лояльность к аптекам, уровень доверия врачам и фармацевтам». Спецпроект содержит уникальные данные о том, как россияне оценивают доступность лекарств, каков уровень лояльности к аптекам, насколько жители нашей страны доверяют фармацевтам и врачам и какими критериями руководствуются при выборе лекарственных препаратов.
Спецпроект «Лекарственная безопасность россиян: выбор лекарств, лояльность к аптекам, уровень доверия врачам и фармацевтам» подготовлен к ежегодному Российскому фармацевтическому форуму, который состоится в стартовый день Петербургского международного экономического форума.
«Ограниченная доступность аптек в небольших городах и сельской местности, отдельные случаи контрафакта, недостаточный контроль реализации рецептурных препаратов, недоверие общества к онлайн-аптекам, низкий уровень медицинской грамотности граждан при использовании лекарств и приверженность самолечению — вот те проблемные зоны, обозначенные в исследовании Аналитического центра НАФИ, с которыми сегодня ответственным сторонам необходимо работать. Уверен, полученные результаты будут полезны всем участникам отрасли, ответственным за обеспечение лекарственной безопасности населения в России», — отметил директор Фонда Росконгресс Александр Стуглев.
Российский фармацевтический форум «Лекарственная безопасность» — ведущая отраслевая площадка для обсуждения ключевых вопросов развития национальной лекарственной политики и безопасности. Цель его рабочей повестки — определить векторы развития системы регулирования лекарственной политики и политики импортозамещения лекарств, что должно сформировать единую государственную систему лекарственной безопасности.
Ключевые выводы спецпроекта:
Подавляющее большинство россиян при выборе лекарств соблюдают «баланс»: ориентируются на эффективность и стоимость, руководствуются рекомендациями врачей и следят за проявлением побочных эффектов. Относительно остальных факторов, в меньшей степени россияне обращают внимание на известность препарата, производителя и страну производства, дизайн упаковки.
Многие россияне склонны назначать себе лечение самостоятельно и покупать лекарственные препараты, основываясь на личном опыте использования и рекомендациях знакомых. В числе наиболее серьезных ошибок, связанных с самолечением, — покупка рецептурных препаратов без рецепта и назначения врача (назвали 44% участников исследования).
Более трети россиян, принимая лекарства, соблюдают рекомендации врачей лишь частично и прерывают курс лечения при первых признаках улучшения. 16% подвергают здоровье риску, превышая дозы лекарств, рекомендуемые для единовременного приема.
Вопреки стереотипам о том, что молодые люди (18-24 лет) живут в цифровой реальности, среди них самая большая доля тех, кто покупает лекарства только в физических аптеках (54%).
Покупка лекарств офлайн до сих пор воспринимается многими россиянами как гарантия их подлинности и сохранности: десятая часть опрошенных не доверяет интернет-аптекам, опасаясь подделок лекарств или мошенничества, а также считает, что в онлайн-аптеках не соблюдаются условия хранения лекарств.
57% россиян говорят о шаговой доступности от их дома 1-3 аптек. Доля тех, кто заявляет об отсутствии аптек в шаговой доступности, практически в 6 раз выше среди сельских жителей, чем среди горожан.
ТОП-5 критериев, влияющих на выбор россиянами той или иной аптеки: наличие нужных лекарств, их доступная цена, удобство расположения аптеки, уверенность в подлинности реализуемых препаратов и вежливость/ компетентность фармацевтов.
Более чем для трети россиян фармацевты в аптеках выступают «в роли» лечащих врачей, помогая подбирать лечение и консультируя по схемам приема лекарственных препаратов.
Методология: Всероссийский опрос населения был проведен с помощью исследовательской панели НАФИ Тет-о-Твет (CAWI) в марте 2023 года. Опрошены 1000 человек в возрасте 18 лет и старше. Размер выборки позволил получить данные, репрезентирующие взрослое население РФ со статистической погрешностью, не превышающей 3,1% на 95% доверительном интервале.