Социальное предпринимательство в России — это преимущественно сфера услуг, лишь 10 % производят товары. Наиболее «типичный представитель» сегмента – образованная замужняя женщина средних лет с детьми. Во многом именно поэтому 52 % социальных предприятий ориентированы на подрастающее поколение. Об этом сообщила исполнительный директор Фонда «Наше будущее» Юлия Жигулина, выступая на Национальном форуме по устойчивому развитию – V юбилейном проекте делового издания «Ведомости», посвященном ЦУР ООН.
Как отмечалось на мероприятии, все больше предприятий, заинтересованных в достижении лучшего будущего для следующих поколений, выбирают приверженность целям устойчивого развития. Одна из них заключается в достижении гендерного равенства. Этому была посвящена одна из тематических сессий форума. Юлия Жигулина рассказала о женском предпринимательстве в России. Социальное предпринимательства — это та сфера, где наибольшего успеха добиваются именно представители прекрасной половины человечества, что подтверждается исследованием бизнес-профиля социального предпринимателя, подготовленного группой «Циркон» для Фонда «Наше будущее» в 2023 году.
«В социальном предпринимательстве стремительно увеличивается доля женщин. Если в 2018 году их было 54 %, то в 2023-м уже 72 %. И мы видим, что чаще всего на этот путь встают образованные россиянки средних лет с детьми. Так, 40% из них относятся к возрастной группе 35–44 лет, а 30% – 45–54 лет. Лишь 10% социальных предпринимателей выпускают товары. Остальные работают в сфере услуг, 43% из которых — образовательные проекты. Также в пятерку наиболее популярных направлений входят физкультурно-образовательная деятельность, уход за детьми, дошкольное и прочее дополнительное образование», – рассказала Юлия Жигулина, исполнительный директор Фонда «Наше будущее».
Социальные предприниматели по своим ценностям и установкам представляют собой отдельную социальную когорту, отличающуюся от «традиционных» бизнесменов и представителей некоммерческих организаций. Подавляющее большинство четко определяет свои целевые аудитории. Наиболее распространенной являются дети – на них ориентированы 52 % проектов. Еще 25 % подразумевают работу с несовершеннолетними с особенностями развития, а 20 % — с инвалидами. Многие бизнесмены стараются помогать многодетным, молодежи, пожилым людям и ветеранами.
За последнее десятилетие выросла доля финансово независимых социальных предприятий – с 58 % в 2013 году до 88 % в 2023-м. Несмотря на это, они по-прежнему нуждаются в поддержке. При вступлении в реестр социальных предпринимателей 65 % из них получили доступ к новым видам грантов, 49% отметили информационную помощь, а 30 % воспользовались обучающими программами.
Один из интересных примеров – программа Минэкономразвития «Мама – предприниматель». С 2013 года в ее рамках 7 000 женщин с детьми или в декретном отпуске научились эффективно вести бизнес. В этом году планируют подготовить 1 500 участниц.