В преддверии парламентских и президентских выборов, которые пройдут в Турции 14 мая 2023 года, Фонд Росконгресс подготовил аналитический обзор «Турецкая экономика: в ожидании Великолепного века», посвященный экономике региона и развитию российско-турецких отношений в контексте грядущих политических событий.
Изменение внешнеэкономической конъюнктуры открыло новые возможности для сотрудничества двух стран. Сейчас Россия — крупнейший партнер Турции. Объем импорта из России в Турцию по итогам 1 квартала 2023 года составил 13,08 млрд долл. Это на 3 млрд долл. больше, чем импорт из Китая, который занимает второе место. В общей структуре импорта Россия по итогам марта занимала долю в 12 процентов.
Россия по итогам первого квартала 2023 года занимает четвертое место среди главных направлений турецкого экспорта. За этот период в Россию продали товаров на 3,1 млрд долл. По сравнению с первым кварталом 2022 года поставки в Россию увеличились практически втрое. Турция стала одним из крупных направлений для операций параллельного импорта. В апреле начальник отдела по координации санкций государственного департамента США Джеймс О’Брайен во время визита в Турцию предупредил, что на Анкару могут наложить вторичные санкции, если объем поставок в Россию не сократится.
Основа российского экспорта в Турцию — энергоносители. По итогам прошлого года страна импортировала 60,1 млрд куб. м природного газа, из которых почти половина (27,15 млрд куб.м) поступила по трубопроводу из России. Однако, к 2028 году правительство Эрдогана планирует выправить свой энергобаланс. К тому времени на полную мощность должно выйти месторождение Сакарья, способное производить около 21 млрд куб. м. Также через 5 лет по планам выйдут на полную мощность все 4 энергоблока АЭС Аккую, что позволит экономить около 18 млрд куб. м газа в год.
Основные риски российско-турецких отношений лежат в политической плоскости — от результатов выборов в Турции зависит вектор их развития. Результат парламентских и президентских выборов может либо гарантировать продолжение текущей экономической политики, либо привезти к серьезным переменам, если оппозиция действительно намерена проводить представленную программу.
Оппозиция действующего президента Турции хочет пересмотреть условия крупных государственно-частных партнерств, особенно в дорожной и инфраструктурной сферах. Среди прочих, это контракты, связанные со строительством АЭС Аккую, и договоры на поставку природного газа. Его долю в энергобалансе хотят сократить вдвое. Победить коррупцию такими методами нельзя, но можно увеличить и без того рекордный торговый дисбаланс. Реальная экономическая ситуация не позволит безболезненно осуществить ключевые пункты оппозиционной повестки, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Полный текст аналитического обзора опубликован на сайте Фонда Росконгресс в Дзен-канале Фонда Росконгресс.