Фонд Росконгресс подготовил новый аналитический обзор «Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики», который посвящен одному из наиболее интересных и слабо освоенных регионов мира. Здесь проходит важная транспортная артерия — Северный морской путь — и находятся последние нетронутые запасы полезных ископаемых, большая часть которых залегает на территории и шельфе России. Кроме того, наша страна обладает самым большими запасами пресной воды за полярным кругом, что в перспективе ближайших 25 лет может стать более важной и прибыльной статьей российского экспорта, чем нефть.
Арктика имеет решающее стратегическое значение для пяти прибрежных государств Северного Ледовитого океана. Это США (Аляска), Канада, Россия, Норвегия и Дания (Гренландия). Большинство экспертов считает Россию, инвестирующую десятки миллиардов долларов в свою северную инфраструктуру, доминирующим игроком в Арктике. Так, стратегия развития региона до 2035 года предполагает инвестиции в размере 29 млрд долл в модернизацию портовой и транспортной инфраструктуры, разработку системы координации транспортно-логистических услуг, расширение и усиление атомного флота и реализацию проектов по производству сжиженного природного газа — «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». Благодаря реализации программы развития региона, объем грузоперевозок по Севморпути должен увеличиться в три раза к 2030 году до 90 млн т. В 2019 году он составил 32 млн т. Цель на 2035 год — 130 млн т.
В Арктике находится 13% мировых вероятных запасов нефти и 30% природного газа, половина — на территории России. Более 80% от общего объема углеводородов находится на шельфе и по мере таяния льдов перспективы их добычи становятся все более реалистичными. Кроме того, Россия — лидер среди арктических стран по объемам производства горной промышленности и добыче минеральных ресурсов, и в денежном выражении опережает ближайшего конкурента, США, в 7 раз.
Северный морской путь — незаменимая транспортная артерия для всего мира — полностью проходит в российской территориальной зоне. Этот логистический коридор из Европы в Азию на 7200 км короче южного обхода через Суэцкий канал, а развитие российского ледокольного флота, позволило сделать навигацию по Северному морскому пути круглогодичной. Однако, роль Севморпути в Стратегии развития Арктики до 2035 года изменилась: теперь акцент делается не на международном транзите Европа-Азия, а на круглогодичном экспорте энергоносителей, металлов «зеленого перехода» и прочих российских товаров на рынки АТР.
По мнению аналитиков Фонда, важным фактором усиления роли России в арктическом регионе является пресная вода, которая станет ценнейшим ресурсом 21-го века. Российская Арктика является мировым лидером по стоку речных вод и запасам озерных вод. К концу столетия они увеличится еще на 40%.
Благодаря географическому положению, историческим решениям и продуманной стратегии развития региона — Россия играет ключевую роль в Арктике, однако глобальные геополитические тенденции прослеживаются и здесь. В Стратегии-2035 теперь допускается, что другие игроки могут попытаться решить многолетние замороженные споры в Арктике силовым путем. К этому предложено готовиться заранее.
В будущем, по мере стабилизации геополитической ситуации, от развития российской части Арктики выиграют все страны имеющие арктический статус. Если говорить о газе, такая зависимость ощущается даже за экватором, в Юго-восточной Азии. В целом АТР уже обеспечивается российским СПГ, поставки будут расти. Европа также будет активно использовать Севморпуть для торговли с Азией, так как этот маршрут на треть короче, чем обход через Суэцкий канал. Однако по понятным причинам на горизонте трех лет этого не произойдет.
Полный текст аналитического обзора опубликован на сайте Фонда Росконгресс в Дзен-канале Фонда Росконгресс.