Лидер в сегменте обеспеченных займов финтех-сервис CarMoney подвел итоги 2022 года.
Ключевые показатели 12 месяцев 2022 года[1]:
Чистая прибыль составила 403 млн рублей, показав рекордный рост на 66% год к году.
Средний чек автозайма вырос на 15% год к году до 277 тысяч рублей.
Общая сумма выданных займов превысила 3 млрд рублей.
Выручка компании составила 2,7 млрд рублей.
Коэффициент залогового покрытия достиг 2,1.
Портфель займов увеличился на 9,7% год к году до 4,4 млрд рублей.
Число активных займов превысило 22 тысячи.
Собственный капитал за 2022 год вырос на 19% и составил 2,1 млрд рублей.
Инвестиционный портфель CarMoney на 31.12.2022 достиг 2,8 млрд рублей.
Совокупный (c 2017 по 2022 годы) выплаченный купонный доход по всем выпускам облигаций на 31.12.2022 составил 631 млн рублей.
Всего с 2016 года инвесторам выплачено более 2,3 млрд рублей дохода.
Ключевые события 2022 года:
В июне 2022 года CarMoney успешно прошла оферту второго облигационного выпуска на общую сумму 300 млн рублей.
В четвертом квартале 2022 года были погашены первый выпуск облигаций на 300 млн рублей и третий – на 250 млн рублей.
В конце 2022 года CarMoney выпустила пятый выпуск облигаций на 275 млн рублей и открыла кредитную линию на 300 млн рублей в АО «Экспобанк» сроком на 24 месяца, до ноября 2024 года, в целях реализации стратегии, направленной на рост капитализации и увеличение доли рынка.
Компания переводит головную структуру с Кипра в РФ. Владельцем ООО «МФК «Кармани» вместо кипрской «Кармани Сай ЛТД» стало зарегистрированное в России акционерное общество «СмартТехГрупп», созданное в октябре 2022 года специально для этой цели. В первом квартале 2023 года завершится передача от кипрской «Кармани Сай ЛТД» акций АО «СмартТехГрупп» акционерам. Это совпадает со стратегией развития компании именно в российском периметре, снижает санкционные риски для акционеров и поможет в привлечении капитала.
Генеральный директор финтех-сервиса CarMoney Анна Калугина:
«Несмотря на небывалый по масштабу изменений 2022 год, компания вновь продемонстрировала финансовую устойчивость, надежность и качественный рост основных показателей. Рентабельность по чистой прибыли составила 15%, в 1,5 раза превысив показатель прошлого года.
С ростом стоимости авто на рынке, растет и его ценность для собственника, поэтому даже в турбулентное время платежная дисциплина наших клиентов оставалась очень высокой. В результате обеспеченность портфеля достигла рекордного значения в этом году, а количество просрочек и дефолтов со стороны клиентов сократилось. Кроме того, все заметнее тренд на переток банковских клиентов в сегмент МФО после ужесточения скоринга со стороны банков – доля таких заемщиков уже составляет 14% от портфеля».
Обзор основных финансовых результатов за 2022 год
Рост чистой прибыли в 2022 году составил 66% (с 242 до 403 млн рублей). Залоговая модель CarMoney на примере 2022 года в очередной раз продемонстрировала свою устойчивость и надежность. Наличие залога позволяет даже в кризисное время не ужесточать требования к заемщикам, не поднимать ставки по займам и не снижать объемы выдач. Так, в периоды неопределенности компания показывает динамичный рост прибыли: на 43% по итогам пандемийного 2020 года (со 144 до 206 млн рублей), на 17% по итогам 2021 года (с 206 до 242 млн рублей).
Рост среднего чека в сегменте обеспеченных займов – еще один очевидный тренд последних лет (в 2022 году на 15% год к году), что является следствием перетока банковских клиентов в сегмент МФО после ужесточения требований банков. Для таких клиентов именно финтех-сервис CarMoney становится выбором номер один из-за близости модели к банковской: кредитные ставки в несколько раз ниже сегмента МФО (от 40%), так как кредиты обеспечены залогом, а сумма займа и срок выше – до 1 млн рублей сроком до 4 лет. Сейчас пересечение с банками таких клиентов у финтех-сервиса CarMoney уже порядка 14%.
Финтех-сервис CarMoney продолжает успешно реализовывать свой потенциал роста за счет совершенствования технологических решений, повышения знаний о клиенте и быстрой адаптации к меняющемуся рынку. Качественная ежемесячная доля повторных клиентов – порядка 40%. Высокий NPS (индекс потребительской лояльности) – более 80%. Наименьшее количество жалоб среди всех МФО по данным СРО «МИР».
[1] По данным бухгалтерской отчетности за 2022 год