Новый аналитический обзор «Спрос vs. геополитика: рынок титана 2023» Фонда Росконгресс посвящен одному из самых сложных мировых рынков металлов.
Титан не самый редкий добываемый металл и потому его дефицит относителен и связан в большей степени с расстановкой сил в мировой геополитической борьбе — важно кто из игроков контролирует добычу и обработку металла, который используется в отраслях, напрямую влияющих на суверенность государств.
В обзоре рассматриваются две основные ветви рынка — титан как металл и диоксид титана. Здесь существенная разница по игрокам и области применения. Титан как металл больше всего потребляют стратегические и оборонные отрасли — авиастроение и кораблестроение. Диоксид незаменим в лакокрасочных покрытиях для автомобилестроения и строительства. Этот рынок примерно в три раза больше, чем рынок высококачественного металла для авиации.
В последние три года ключевой проблемой роста рынка титана был ковид, так как падал спрос на средства передвижения. Сейчас идет уверенное восстановление. После пандемии спрос на титан и диоксид титана растёт: мировой экономике нужны самолеты и автомобили и лакокрасочные покрытия для строительства. По мнению аналитиков Фонда, среднегодовые темпы роста рынка будут составлять около 7% до 2026 года.
Мировым лидером по добыче и производству титана является Китай. Показатель для страны по диоксиду титана в 2021 году составил 3 млн т.; ЮАР отстает в три раза, Мозамбик — в три с лишним. В Норвегии, замыкающей первую пятерку, добыто всего 440 тыс. т диоксида титана. Что касается производства губчатого титана, из которого вырабатывается весь металл, то показатель КНР за 2022 год составил 150 тыс. т. На втором месте — Япония: 50 тыс. т. Третье место в мире занимает Россия: 25 тыс. т.
Тем не менее, Россия является ключевым игроком игрок на мировом рынке титана. Компания ВСМПО-АВИСМА контролирует четверть этого рынка, так как обладает уникальными компетенциями в сфере производства титана для авиационной промышленности. Высококачественный титан требует особой технологии в производстве. На начало 2022 года Россия поставляла 50% мирового объёма. На таком фоне ЕС не рискует вводить первичные санкции, однако, влияние вторичных санкций сказывается на поставках руды в Россию и на ее оплате. В краткосрочной перспективе западные страны, которые ввели эти ограничения рискуют оказаться в ситуации дефицита металла для авиационной отрасли, так как процесс сертификации альтернативных поставщиков затягивается на месяцы и годы — и часто заканчивается тем, что металл признают некачественным.
Таким образом, как считают авторы обзора, перспективным рынком для России станет Азия, прежде всего — Китай. Учитывая сложившуюся геополитическую обстановку, речь идет о необходимости замещения примерно половины объема импорта от крупнейших поставщиков из недружественных стран. Процесс диверсификации идет: кроме КНР, перспективными поставщиками считаются Вьетнам, Мозамбик, Казахстан и Индия.
Одновременно с наращиванием объемов поставок из стран, которые не находятся под влиянием санкций со стороны США и ЕС, идут переговоры с Китаем о совместных инвестициях. Речь идет о совместной разработке крупного Пижемского месторождения титановых руд в Республике Коми. КНР планирует вложиться в полный цикл производства, то есть впоследствии речь может идти о закупках не только руды, но и готовой продукции. Ориентировочные сроки реализации проекта — 2026 год.
Полный текст аналитического обзора опубликован на сайте Фонда Росконгресс в Дзен-канале Фонда Росконгресс.