Новый аналитический обзор Фонда Росконгресс «Российский авторынок: есть ли жизнь без Запада?» посвящен российскому авторынку и перспективам его развития после ухода европейских автобрендов из России.
В 2022 году шесть иностранных заводов, которые работали в стране, остановились из-за санкций, а продажи новых автомобилей сократились на 58,8%. На вторичном рынке падение продаж составило 18,8% на фоне беспрецедентного роста цен на 35%. Объем параллельного импорта автомобилей также значительно сократился: за 2022 год в страну ввезли всего 73 тыс. автомобилей. С 2015 по 2021 год включительно ввоз превышал 1,5 млн. машин ежегодно, несмотря на форс-мажорные факторы того периода.
Таким образом, ключевую роль теперь играют российские и китайские производители: за год их совокупная доля на первичном рынке выросла до 80%. По итогам 2022 года в России из 60 брендов официально осталось 14. Три из них (не считая премиальный Aurus) — российские, остальные — из КНР. В начале того же года доля российских автомобилей составляла 20,2%, к концу — увеличилась до 42,3%. Доля автопроизводителей КНР выросла с 9,5% до 30,3%. Бывшие лидеры рынка — европейцы — сократили долю с 27,6% до 7,9%.
Как следует из данных, представленных в обзоре, для российских автопроизводителей открывается уникальное «окно» возможностей. Ряд зарубежных технологичных производств продан российским покупателям с условием обратного выкупа на протяжении нескольких лет. Ждать возвращения европейских компаний в 2023 году с учетом текущей эскалации вряд ли стоит. Корейцы официально не объявляли об уходе, японцы сохраняют официальные сервисы: азиатский автопром не хочет терять позиции, но значительно сократил их. Аналитики Фонда отмечают, что это благоприятное «окно» для российских производителей достаточно узкое, но создает задел для программ, направленных на достижение технологического суверенитета в этой отрасли.
Текущей ситуацией пользуются и китайские бренды. Речь идет о поставке узлов и компонентов для российских марок автомобилей и выпуске китайских автомобилей на освободившихся мощностях европейских заводов. Все новые российские модели, которые появились или были анонсированы в 2022 году, имеют китайские корни, и в большинстве случаев речь идет о крупноузловой сборке.
По мнению авторов обзора, сейчас происходит трансформация российского рынка. Избежать его значительной китаизации в короткой перспективе вряд ли получится. Тем не менее, необходимо развивать программы по поддержке мелкоузловой сборки российских марок с использованием полностью отечественных компонентов и увеличивать объемы производства за счет сборки китайских машин, чтобы иметь возможность постепенно развивать свои технологии под запуск собственных новых моделей.
Бороться с дефицитом на рынке и добиться как баланса цен, так и замещения импорта комплектующих призвана специально разработанная в 2023 году Стратегия развития автомобильной промышленности до 2035 г. На период ее реализации в рамках базового сценария локализации производства критически важных компонентов запанировано выделить 300 млрд рублей из федерального бюджета. Также 26 млрд рублей ежегодно будут выделяться по программе стимулирования спроса на отечественные марки автомобилей.