Компании с госучастием закупили у самозанятых продукции, услуг и работ на общую сумму 3,371 млрд рублей. Это на 211% больше, чем было по итогам 2021 года, свидетельствуют данные крупнейших заказчиков, находящихся в периметре мониторинга Корпорации МСП. По итогам 2022 года поставщиками стали 4,5 тыс. самозанятых, это более чем втрое выше показателя годом ранее.
По итогам 2022 года наиболее востребованными в системе закупок были услуги самозанятых, связанные с рекламой и исследованиями конъюнктуры рынка — 830,26 млн рублей (26,14%), проводными телекоммуникациями — 212,36 млн рублей (6,68%), зданиями и работами по их возведению — 100 млн рублей (3,15%), поддержкой исполнительских искусств — 86 млн рублей (2,71%) и непосредственно исполнительскими искусствами — 78,76 млн рублей (2,48%).
Самый высокий прирост объема закупок в 2022 году по сравнению с годом ранее был зафиксирован в таких направлениях, как юридические услуги — 31 млн рублей (рост в 128 раз), поддержка исполнительских искусств — 85 млн рублей (в 80 раз), здания и работы по их возведению — 98 млн рублей (в 55 раз).
«Увеличение объема закупок и рост числа поставщиков-самозанятых — это тренд, обусловленный общим увеличением количества людей, выбирающих налог на профессиональную деятельность. За прошлый год их число превысило 6 млн человек, увеличившись более чем в 1,5 раза в сравнении с 2021 годом, — отметил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич. — Для помощи с поиском заказов мы в прошлом году создали на Цифровой платформе МСП.РФ специальный блок, который предназначен для поддержки самозанятых».
Список регионов-лидеров по объемам закупок у самозанятых в 2022 году возглавила Москва (более 663 млн рублей). Далее следуют Московская (364,4 млн) и Рязанская (207,6 млн) области, Санкт-Петербург (137,15 млн) и Новосибирская область (135,3 млн рублей).
«Сегодня в Подмосковье зарегистрировано более 480 тысяч самозанятых. Предприниматели региона работают в разных сферах — от маркетинга до производства одежды. По результатам прошлого года Московская область вошла в топ-3 регионов по объему закупок у самозанятых. В числе наиболее востребованных отраслей — услуги в сфере рекламы и исследований конъюнктуры рынка, общий объем закупок составил 50 млн рублей, а также телекоммуникационные проводные услуги — 21,6 млн рублей», — сказала заместитель председателя правительства – министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.
Напомним, участвовать в закупках по 223-ФЗ на тех же условиях, что малый и средний бизнес, самозанятые могут с 1 апреля 2020 года. Их поддержка — одно из направлений нацпроекта по развитию малого и среднего предпринимательства, который курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов. Основная цель — оказание поддержки бизнесу на всех этапах его развития: от стартовой идеи до расширения и выхода на иностранные рынки.