Максим Калинкин: «Смотрим в будущее с оптимизмом»

В преддверии Нового года известный журналист Кирилл Токарев и генеральный директор Группы Газпромбанк Лизинг Максим Калинкин подвели итоги уходящего 2022 года, а также поговорили о том, каким будет новый 2023 год.

ПРО EVOLUTE

- Максим, недавно вы поставили рекордное количество электрокаров EVOLUTE для Владивостока. Расскажите про сделку.

- Да, 15 декабря у нас была официальная передача первой партии электрокаров EVOLUTE в количестве 95 единиц для приморского каршеринга Green Crab. И буквально через день-два одобрили еще порядка 180 единиц уже для другого клиента. По внешнему виду EVOLUTE – абсолютно современный автомобиль. Знаю, что планы по производству у завода достаточно серьезные – это впечатляет и воодушевляет.

Хочу подчеркнуть, что в этом году заработала госпрограмма по поддержке спроса на EVOLUTE. Можно получить субсидию в размере 35% от стоимости, чем и воспользовался наш клиент. Но вопрос развития электрокаров в России на самом деле открытый. Автомобиль купить, конечно, можно, но где его заряжать? Зарядных станций мало еще, поэтому следующим этапом будет строительство и финансирование электрозарядок.

- Споры вокруг EVOLUTE продолжаются. Российский он или китайский. Сможет ли составить конкуренцию Tesla, Nissan и прочим электромобилям?

- Tesla – уникальный продукт все-таки, сравнивать наш электрокар с ним будет не совсем корректно. Разные сегменты, разный период разработки. Но, как говорится, жизнь покажет, клиент проголосует рублем. Что касается китайский EVOLUTE или российский, то существуют совершенно разные варианты производства автомобилей. Когда привозят готовые машинокомплекты, и на территории РФ, условно говоря, только «прикручивают» колеса. С EVOLUTE иной случай. В Липецке на заводе расположена самая большая в нашей стране покрасочная ванна (камера), и, соответственно, кузов и вся внутренняя часть машины сначала проходят процесс покраски, а потом уже сборки. Т.е. придумали электрокар не мы, но сборка точно российская.

- На фоне сильной просадки автомобильной отрасли продажи электрокаров впечатляют.

- Да, но надо понимать, что у электрокаров сейчас очень низкая база. Речь идешь лишь о сотнях единиц. Но это направление точно станет трендом, т.к. и ресурс гораздо больше от эксплуатации электрокара, и вопрос экологии тоже важен. Но какого-то особого роста в 2023 году не случится, конечно, поскольку проблемы с инфраструктурой не решены до конца. Мы в любом случае будем финансировать поставки всех видов автомобилей, вкл. EVOLUTE.

ПРО ГОСПОДДЕРЖКУ

- Поговорим о господдержке. Как было в 2022 году, что ожидается на 2023 год?

- Год был совершенно разносторонним. Первые конкурсы по тем или иным госпрограммам были отыграны уже в марте, но сроки по выделению субсидий сильно сдвинулись вправо. Тем не менее, средства, выделенные на поддержку строительно-дорожной техники, насколько я помню, закончились в середине мая. В сегменте легкового транспорта – позже. Всего Группа Газпромбанк Лизинг в этом году просубсидировала сделки клиентов по приобретению более 6 тыс. единиц колесной техники.

Что касается 2023 года, то мы надеемся на пролонгацию программ. Они не только позволяют клиентам экономить, но и обеспечивают загрузку производств, сохраняют рабочие места. Важный вопрос связан с величиной бюджета на 2023 год, который напрямую зависит от утильсбора. Зарубежный автобизнес ушел с нашего рынка, а он в том числе платил его, поэтому вопрос открытый. Но мы смотрим в будущее с оптимизмом.

ПРО АВТОДОР-ЛИЗИНГ

- Газпромбанк Лизинг, на мой взгляд, один из главных ньюсмейкеров этого года. Цифры по росту нового бизнеса тоже впечатляют. Но для меня, как для журналиста, история номер один – это ваша новая лизинговая компания совместно с «Автодором». Непростой 22-ой год, и тут новая компания. Зачем?

- Проект с госкомпанией «Автодор» — большая задача на уровне государства, т.к. много строек в стране. «Автодор» посчитал, что на ближайший трехлетний период необходимо приобрести более 30 тыс. единиц техники. Это существенный объем. При всем уважении к отечественному производителю быстро насытить рынок не получится. Дороги строить необходимо сегодня, поэтому нужна была компания, которая сможет быстро завозить импортную технику тоже сегодня. «Автодор-Лизинг» этим и занимается. Уже заключены первые контракты, а физическая поставка техники состоится уже в первом квартале 2023 года. 

- Три года, что дальше?

- Мы ведем работу об увеличении этого срока до пяти лет, поскольку тяжелая техника за три года не окупается. 

ПРО Ж/Д

- Лизинг железнодорожного транспорта показал минус 13% по итогам девяти месяцев 2022 года. Очевидно, что по итогам года будет примерно также. Недавно руководство страны говорило о том, что необходимо увеличивать проводимость путей, в том числе в черноморско-азиатском направлении. Стоит ждать какой-то стабилизации или даже скромного роста в 2023 году по лизингу подвижного состава?

- Этот сегмент просел из-за перестройки логистики – с запада на восток. Проблемы частично решены, поэтому в следующем году небольшой рост возможен. Но все зависит от спроса, надо понимать, что именно пойдет на восток. Есть еще и регуляторные вопросы, которые никто не отменял. Совершенно точно могу сказать про плановое выбытие парка в ближайшие два-три года. Речь идет о нескольких десятках тысяч цистерн, срок эксплуатации которых подходит к завершению. Заказы на наливной парк, цистерны уже идут.

ПРО ЛЕГКОВОЙ АВТОТРАНСПОРТ

- Пока не понятно насколько упадет рынок легкового транспорта по итогам 2022 года, но очевидно, что падение будет исчисляться не одним десятком процентов. Какие планы у вас по этому направлению? Как будете корректировать переход на китайские бренды? 

- Будем ориентироваться, как и раньше, на спрос. Но покупать более осмотрительно, понимая, что, если клиент получит некачественную технику, он ее вернет. И что нам с ней потом делать? Мы ожидаем возобновления производства российского транспорта в нужных для рынка объемах. Был период, когда из-за недоступности двигателей класса Евро-5 и Евро-6 переходили на Евро-0. Но надо сказать, что ситуация меняется. Идет активная поддержка развития новых технологий в автомобилестроении. Но быстрого замещения все равно не получится. Поэтому дилеры уже исследовали автопром Индии и других стран, готовых выйти к нам. 

ПРО АВИАЦИЮ И МОРСКИЕ СУДА

- Одна из самых печальных тем сегодня – ситуация с авиацией и морским флотом. Если в первом случае, наверно, говорить про восстановление не приходится пока, то что по судам? Какой-то позитив прослеживается?

- Скажу, что и тут рассчитывать на быстрое восстановление не приходится. Серийный флот строится два года, не меньше. Готовые суда пока взять проблематично. Даже Китай выборочно готов продавать в Россию. А спрос при этом, конечно, колоссальный. Требуются и контейнеры. С этим китайцы готовы помочь. Но без судов-контейнеровозов, это просто металл. И, к сожалению, быстрого решения не будет, надо быть реалистами. Вопрос комплексный. 

ПРО ЛИЗИНГ НЕДВИЖИМОСТИ

- Минфин РФ недавно предложил лизинг жилой недвижимости в качестве альтернативы ипотеке. Это рабочая история?

- Вероятность того, что это может выстрелить – крайне низкая. Причина – лизинговая услуга облагается НДС. Ровно поэтому и не развивается лизинг автомобилей для физлиц. Если будет принято решение убрать с лизинговой услуги для физлиц НДС, то предложение Минфина РФ станет настоящим прорывом в отрасли. Сегодня мы структурируем иные проекты в этой области – финансируем социально-мотивационные проекты работодателей на Дальнем Востоке и в Сибири. Речь идет об общежитиях, ЖК, которые они предлагают своим работникам с правом передачи в собственность после трех-семи, а где-то 10 лет работы.

ПРО БЕСПИЛОТНИКИ

- Говорят про беспилотники. Что думаете?

- За беспилотниками будущее, да. Но мы смотрим дальше. Рассматриваем беспилотник в качестве услуги для мониторинга объектов, строительства и проч. С его помощью можно легко определить количество транспорта, работников на объектах, тем самым повышая эффективность того же самого строительства. Можно нанимать супервайзеров, конечно, но отчет с беспилотника кратно будет дешевле. 

ПРО РЫНОК

- Непростой год практически для всех отраслей экономики, в том числе для рынка лизинга. Какой сегмент все же удивил?

- Выстрелили направления по грузовой и строительно-дорожной техники. Конечно, по сравнению с 2021 годом оба сегмента пошли вниз, но если посмотреть на легковой сегмент, то не так критично все же. И потребность точно сохраняется на 2023 год. 

Также удивил сегмент б/у транспорта. Для понимания, вторичный рынок всегда рисковый. Но мы пошли в него, т.к. в какой-то момент сложился острый дефицит. Кроме того, хорошо сыграл тот факт, что б/у транспорт и после окончания договора лизинга прекрасно эксплуатируется. Поэтому сегодня порядка 20% приходится как раз на этот сегмент в продажах Группы, раньше – почти 0%. 

Скажу еще, что наши коллеги по цеху останавливали финансирование на два, три, а то и на четыре месяца. Мы – нет. Просто приняли для себя стратегию, что надо работать вне зависимости от обстоятельств. Но, конечно, это вопрос готовности к рискам, который, не скрою, всегда стоял для нас особняком. 

- То есть вы сознательно отпустили «вожжи»? 

- Не совсем так. Просто мы годом ранее оценили все риски по новым нишам, плюс умеем работать с ними. На каком-то этапе повышали аванс на б/у транспорт, смотрели серийный он или нет.

- Какие сегменты бизнеса точно возьмете в 2023 год?

- Продолжим работу с грузовым коммерческим транспортом, поскольку спрос еще как минимум до середины года будет высоким. С б/у транспортом сложнее: ключевые марки, которые пользовались спросом, сегодня практически отсутствуют. Тот, кто хотел, уже заменил. Точно продолжим с легковым автотранспортом работать, хотя объемы, идущие через параллельный импорт, далеки от насыщения. Относительно китайской техники видим, что поставщики, конечно, ее предлагают. Причем появляются такие марки машин, о которых никто до второго квартала 2022 года и не слышал. Но для нас будет в приоритете не только сам автомобиль, но и его сервис, гарантийный ремонт на территории РФ. Строительно-дорожная техника также остается в нашем приоритете на 2023 год. 

Я глубоко уверен в развитии инфраструктуры, социальных объектов. Направления, которые ранее были запущены через нацпроекты, также потребуют обновления основных средств в 2023 году. Недавно мы, кстати, запустили проектный офис, в задачи которого входит тестирование новых отраслей и ниш. Не ждем, что запустим сразу 10 новых направлений в будущем году, но несколько точно – уже начали анализировать в том числе те, в которых лизинг не представлен.

Другие пресс-релизы