КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Интерес к золошлакам как к сырью растет во всем мире с каждым годом
«От образованными нами девяти миллионов тонн в год золошлаковых материалов 6% — в этом году может быть 7% — мы сумеем продать с высокой добавленной стоимостью. Еще 20-21% золошлакового материала вывозим для горно-строительных [мероприятий. — Ред.]. В целом мы утилизируем примерно 25% от образуемых золошлаковых материалов», — генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания», член совета директоров АО «СУЭК» Степан Солженицын.
«Золошлаки в Индонезии, особенно при утилизации, доставляют много проблем. Есть два типа интересов — экологические с одной стороны, с другой — энергетические», — профессор Университета Сурья, член Национального энергетического совета Индонезии (2017–2019 гг.) Пуджи Унторо.
«Здесь самая лучшая мотивация — экономическая», — заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сниккарс.
ПРОБЛЕМЫ
Низкая информированность и вовлеченность отраслей в использование золошлаков
«Одна из главных трудностей <...> — не хватает императива, что такие отрасли экономики, как дорожное строительство возьмутся за эту тему предметно, не на уровне принципа, а на уровне потребностей, конкретных видов дорог», — генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания», член совета директоров АО «СУЭК» Степан Солженицын.
«У нас низкая информированность обо всех этих возможностях [применения золошлаков. — Ред.]», — заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сниккарс.
Стоимость доставки золошлаков снижает их конкурентоспособность у потребителей
«Мы ограничены радиусом: увезти за 10 км [золошлаки. — Ред.] можно, увезти за 30 км — очень сложно. Больше трети нашей золы производится на Урале и имеет доступ через железную дорогу на большие стройки западной части нашей страны. <...> Но тут вступает позиция железной дороги. <...> Прямой монополист всегда говорит, что он предполагает определенный объем, иначе зачем ему давать скидку на него. Здесь объема точно не будет, если не сделать ценообразование таким, чтобы миллионы тонн в год поехали в Петербург, Москву или на юг европейской части России», — генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания», член совета директоров АО «СУЭК» Степан Солженицын.
«Сами золошлаки практически бесплатны, производитель готов отдать их бесплатно, не считая минимальной стоимости погрузочно-разгрузочных работ. Но доставка из мест образования золошлаков — мест расположения ТЭЦ — может в несколько раз увеличить их стоимость. Тарифы РЖД — серьезная проблема не только для шлаков, но и для всех строительных материалов», — исполнительный секретарь Союза производителей бетона Олег Сухарев.
РЕШЕНИЯ
Создание интерактивной карты позволит обеспечить связь между производителями и потребителями золошлаков
«Видим формирование интерактивной карты, с Минэнерго прорабатываем этот вопрос. На карту могут быть и будут нанесены действующие золоотвалы с их химическими составами и всеми теми факторами, которые необходимы, чтобы спрос и потенциал оценить. Далее на карту наложим потребителей, чтобы обеспечить тот симбиоз — найти потребителя и производителя. Думаю, что к концу первого квартала следующего года карта будет запущена», — генеральный директор Национальной ассоциации развития вторичного использования сырья (АРВИС) Ирина Золотова.
Автомобильное строительство и производство стройматериалов могут стать основными потребителями золошлаков
«По объемам стройматериалы и дорожное строительство — два самых главных [потенциальных потребителя. — Ред.]. Есть применимость в сельском хозяйстве, но мы пока еще от этого далеки», — генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания», член совета директоров АО «СУЭК» Степан Солженицын.
«Большой опыт применения [золошлаков. — Ред.] в части [строительства. — Ред.] автодорог, в том числе регионального значения. Понятие, которое использовали коллеги в рамках международного опыта, — это понятие эффективного радиуса, где в близлежащих районах от захоронения нужно использовать именно этот материал. Тем более есть аналог в России как в раз в рамках мер поддержки ВИЭ. Когда мы формировали ранее схему развития электроэнергетики в труднодоступных изолированных территориях, мы сравнивали любое техническое решение по энергоснабжению с энергоснабжением объекта ВИЭ. При этом, я думаю, здесь нужно также делать и пытаться экономику оценивать, заставлять проектировщиков на уровне базовых расчетов сравнивать с возможностью использования материалов в рамках эффективного радиуса ЗШО», — заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сниккарс.
«Сегодня мы ставим себе задачу многотоннажного использования золошлаковых смесей. Для этого мы провели достаточно серьезную большую работу с Сибирским автодорожным институтом [Сибирским государственным автомобильно-дорожным университетом, СибАДИ. — Ред.], который вместе с нами провел анализы золошлаковой смеси и предложил технологии по строительству дорожного полотна. <…> Совместно с СибАДИ мы провели разработку технологий устройства дорожного полотна», — генеральный директор ООО «ТГК-11» Владислав Полочанский.
«В настоящее время применение золошлаков нешироко распространено при производстве бетона, несмотря на их очевидную перспективность в качестве активных минеральных добавок, наравне с доменным гранулированным шлаком. Преимущество золошлака очевидно при производстве строительных материалов — это экономическая эффективность, потому что применение их как активной добавки позволяет снижать стоимость бетонной смеси за счет уменьшения цемента. <...> Также [имеет большое значение. — Ред.] экологичность продукции, что важно и актуально в свете ужесточающегося в свете природоохранного законодательства, популярности зеленой повестки», — исполнительный секретарь Союза производителей бетона Олег Сухарев.