КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Развитие генерации должно основываться на ценовом, экологическом и технологическом факторах
«Мне кажется, правильное понятие — рациональный баланс генерации. <…> Когда мы используем принципы минимизации стоимости электроэнергии для потребителей, это только один фактор — ценовой. Мы же сочетаем несколько факторов. Второй фактор — это задачи, которые стоят перед Россией в части снижения выбросов CO2. <…> Третий [фактор. — Ред.] — это экология, бесспорно, мы от этого никуда не уйдем и не собираемся уходить. Четвертый — это доступность технологий, что, может быть, является одним из максимально сложных вопросов именно в части достижения самодостаточности в части технологий», — заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сниккарс.
«ESG-повестка за этот год для нас стала центральной, у угля будущее все завязано на выполнении экологических требований. <…> С одной стороны, мы знаем, что уголь не имеет конкуренции, в теплоснабжении в первую очередь. <…> Но его нужно привести в порядок, чем мы активно занимаемся уже утвержденными программами», — генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания», член совета директоров АО «СУЭК» Степан Солженицын.
Договоры о предоставлении мощности (ДПМ) остаются самым действенным механизмом развития энергетики в России
«Первый прекрасный инвестиционный цикл — это программа ДПМ-1, первая ДПМ. <…> И по этому циклу ДПМ-1 у нас было построено порядка 50 ГВт генерации. 50 ГВт генерации — это очень много, это установленная мощность энергосистемы Польши. <…> Первый цикл закончился, у нас опять старое оборудование — надо обновляться. Мы долго думали вместе с “Советом рынка” (компания, обеспечивающая организацию оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью. — Ред.), каким же образом опять запустить инвестиционный цикл для того, чтобы он заработал. Не нашли же ничего лучше, чем ДПМ опять», — председатель наблюдательного совета ассоциации «Совет производителей энергии» Александра Панина.
«ДПМ нам нравится, потому что для банков главное, что мы имеем стабильный гарантированный денежный поток. <…> Любой проект, который идет по схеме с ДПМ, он проходит без вопросов. Подготовка к рассмотрению, само рассмотрение занимает минимальное количество времени», — первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин.
ПРОБЛЕМА
Длинный инвестиционный цикл в энергетике не позволяет привлекать банковские кредиты
«Почему мы все проекты оцениваем через срок окупаемости пять — максимум семь лет? Это несоразмерно. <…> У нас долгий жизненный цикл, длинный жизненный цикл», — заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сниккарс.
«Цикл строительства [ГЭС. — Ред.] существенно длиннее, чем у традиционной тепловой энергетики, но и цикл использования тоже. Гидроэнергетическое оборудование от 20 до 40 лет работает абсолютно спокойно с очень высоким КПД и дает серьезный мультипликативный эффект», — руководитель энергетического бизнеса En+ Group, генеральный директор АО «ЕвроСибЭнерго» Михаил Хардиков.
РЕШЕНИЯ
Настройка банковских и налоговых систем под запросы производителей энергии
«Хотелось бы все-таки произвести некоторые донастройки банковских инструментов, а если для этого нужно поменять регуляторику, то мы готовы, мы открыты к общению. Давайте попробуем это сделать. <…> Возможна некая донастройка налоговой системы, и возможны преференции», — заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сниккарс.
«Если банки готовы идти на определенного рода структурирование этого денежного потока, может быть, и государство сможет для больших, крупных проектов», — первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин.
Отмена системы льготного технологического присоединения
«Льготы, которые получают одни потребители, приходится оплачивать другим. Поэтому наша позиция в том, что каждый должен платить реальную цену за ту услугу, которую он потребляет. <…> Все, кто хотел воспользоваться [льготой. — Ред.], воспользовался, присоединился. Дальше каждый должен платить за себя и за ту мощность, которая нужна», — заместитель генерального директора по инвестициям, капитальному строительству и реализации услуг ПАО «Россети» Алексей Мольский.
«Инициатива по отмене льгот не была принята с овацией потребителями. Причины, наверное, объективные — все ждут, что это будет стоить намного дороже, и за обычное технологическое присоединение придется доплачивать на развитие сети. <…> За счет кого-то получать выгоду — это весьма сиюминутное желание, и, возможно, в долгосрочной перспективе будет неправильным весом для развития всей экономики в целом», — директор по энергетике и ресурсообеспечению ООО «СИБУР» Владимир Тупикин.