Энергетическая трансформация в России: возможности и вызовы

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Мировая ситуация привела к переосмыслению процессов декарбонизации

«С учетом всех произошедших событий <…> на международных энергетических рынках нужно переосмыслить саму декарбонизацию, само движение в эту сторону и тот путь, который мы должны пройти, чтобы достичь всех наших целей, которые, несомненно, сохранились. <…> Переоценка возможностей в мировом плане произошла в первую очередь на европейских рынках, конечно, и на североамериканских. <…> Все поняли, что традиционные источники энергии — это база, и от этой базы надо плясать с точки зрения углеродной нейтральности. Надо эволюционным путем менять эту базу», — заместитель Министра энергетики Российской Федерации Евгений Грабчак.

«Электроэнергия — самый низкоуглеродный носитель, особенно если она произведена на базе гидроэнергетики или возобновляемых источников [энергии. — Ред.] или атома. <…> В ситуации высоких цен на энергоносители все бегут в сторону угля. Он получается дешевле. Насколько это оптимально с точки зрения экологии и с точки зрения социальных аспектов, качества рабочих мест, которые создает эта отрасль, — надо внимательно разбираться», — эксперт проектного центра по энергопереходу и ESG-принципам Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Ирина Гайда.

«У нас уникальный опыт по строительству Кольской ВЭС, где нашим партнером являлась известная международная компания Siemens Gamesa. Этот проект во многом уникальный, он расположен за полярным кругом, в тундре, среди мха, камней, с фантастическим ветропотенциалом. <…> В средине этого проекта наш международный партнер покинул нас, не попрощавшись. Мы в кратчайшие недели освоили полный цикл строительства ветрогенераторов вместе с отечественным партнером. Конечно, мы там сталкивались с трудностями», — заместитель генерального директора — директор по генерации ПАО «Энел Россия» Олег Косменюк.

ПРОБЛЕМЫ

Необходимость более быстрого достижения технологического суверенитета в сфере энергетики

«Первый тренд, мне кажется, на который следует обратить  внимание, — вызовы и возможности  импортозамещения. <…> Исторически нашими партнерами были европейские компании. Сейчас, безусловно, список технологических партнеров расширился и сдвинулся на Восток. Настал хороший момент, требующий долгосрочные и последовательные программы по развитию собственного производства, собственного энергетического машиностроения, усиление его и доведение до уровня глобальной конкурентоспособности. Это касается не только газовой энергетики, но и возобновляемых источников энергии, тем более что здесь есть очень хороший научный задел. <…> Второе — это переориентация экономики на восточные и южные направления, в том числе и энергоемкие производства, которые изначально бурно развивались еще при логистике на европейские рынки. Они будут смещаться скорее в те регионы, где более удачная логистика для достижения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке, возможно, в Латинской Америке», — эксперт проектного центра по энергопереходу и ESG-принципам Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Ирина Гайда.

«Для себя «Газпром» ставит задачу развивать отечественные технологии в области водородной энергетики. <…> Мы должны быть готовы всегда в том числе к возобновлению такого водородного рынка, чтобы быть готовыми, важно обеспечить технологический суверенитет, чем сейчас мы и занимаемся», — генеральный директор ООО «Газпром водород» Константин Романов.

РЕШЕНИЯ

Достижение углеродной нейтральности

«Если трезво посмотреть на ситуацию, то, наверное, мы сохраним один из наиболее зеленых энергобалансов и наиболее углеродно-нейтральных, сделав ставку на газ как основной источник энергии», — заместитель Министра энергетики Российской Федерации Евгений Грабчак.

Проекты декарбонизации и ВИЭ способствуют развитию бизнеса

«У нас есть крупнейший завод и единственный завод по солнечной энергетике, <…> буквально на днях мы завершили и получили положительное техническое заключение на токопроводящую серебряную пасту, <…> у нас сегодня есть в Омской области производство инвекторов, это еще какие-то другие компании — монтажные, ИТ-сервисы. Поэтому можно сказать, что это имеет синергетический эффект. Если доля ВИА, доля солнечной энергетики в энергобалансе будет повышаться, соответственно, это простимулирует и другие виды бизнеса», — генеральный директор ООО «Хевел» Зоя Санджиева.

«Все проекты по декарбонизации так или иначе содействуют технологическому переоснащенную нашей промышленности, что особенно важно в нынешних условиях. Это позволяет обеспечить более устойчивый и эффективный бизнес для наших клиентов и, соответственно, наш бизнес. Мы будем продолжать эту работу и в этом плане очень важна поддержка регулятора», — первый вице-президент «Газпромбанк» (Акционерное общество) Наталья Третьяк.

Другие пресс-релизы