КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
России необходимо развивать биржевой механизм в ТЭК
«Развитие биржевой торговли является прозрачным инструментом, чистоту которого сложно опровергнуть. Такой механизм противодействует манипуляциям с ценовыми данными. Мы считаем, что биржевой механизм, в том числе организация торговли углем на бирже, будет иметь исключительно положительный эффект. Уже не один год осуществляется регистрация внебиржевых сделок и мы видим, что такая модель является более репрезентативной в плане создания национальных индикаторов ТЭК», — заместитель Министра энергетики Российской Федерации Сергей Мочальников.
«Биржа — это, по сути, инструмент для достижения рыночного ценообразования любого товара. Энергетика в любом виде — это тоже товар для того, чтобы развивать в том числе межтопливную конкуренцию в ТЭКе, это очень важно для нашей страны», — председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике; президент Российского газового общества Павел Завальный.
«Объемы торгов на российских биржах будут расти, и с западных площадок они будут перемещаться неизбежно на российские», — помощник руководителя администрации Президента Российской Федерации Анатолий Яновский.
ПРОБЛЕМЫ
Уход мировых информационных провайдеров с российского рынка
«Мы все с вами хорошо знаем, что начиная с весны 2022 года ведущие мировые провайдеры информационных услуг стали активно уходить с нашего рынка. Вместе с тем на информации, на индексах этих провайдеров завязаны и вопросы политики, и бизнес-процессы, причем как корпоративные, так и государственные: от формулы определения цен внешнеторговых сделок до расчета пошлин на экспортные товары. <…> На мировых нефтяных рынках снизилась репрезентативность этих индикаторов, которые неплохо работали в условиях стационарного развития рынка. Ценовая информация становится все более недоступной, и многие участники рынка жалуются на то, что публикуемые индикаторы оторваны от реального состояния дел, а по ним по-прежнему считаются и пошлины, и налоги», — президент ФГБУН «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук» Александр Дынкин.
«Основное сейчас — это формирование национальных рыночных индикаторов. <…> Мы видим положительные результаты биржевой торговли по тем же нефтепродуктам, этот механизм позволяет сдерживать цены, позволяет всем участникам, скажем так, прогнозировать, понимать будущее, устойчивость. Но буксует реализация по другим направлениям», — руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Максим Шаскольский.
РЕШЕНИЕ
Создание собственных агентств
«Создание национальной системы индикаторов по всем видам товаров <…> — очень важная вещь, потому что это дает правильные сигналы для развития по каждому направлению и для инвестиций по каждому направлению. Поэтому чем быстрее мы это сделаем, тем быстрее мы достигнем результата», — председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике; президент Российского газового общества Павел Завальный.
«У нас исторически есть основные агентства — от НРД, «Интерфакс» и похожие на них. <...> По инициативе Банка России <...> будем имплементировать в разного рода нормативные акты, чтобы можно было получать более репрезентативный индекс, индикаторы, которые, вероятно, можно будет применять уже при расчете бизнес-моделей самих компаний», — врио директора департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации Павел Шахлевич.
«Именно биржа создаст те ценовые индикаторы, которые необходимы для того, чтобы заключать контракты, видеть перспективу и так далее. Вот задача, которая стоит перед нами <…> до 2030 года, и мы должны ее достичь», — председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике; президент Российского газового общества Павел Завальный.
Для развития биржевых отношений необходимо вовлекать в них большее число участников
«Надо, чтобы как можно большее количество участников рынка были вовлечено в этот процесс, и в том числе и органов государственного управления, как на федеральном, на региональном уровне и на муниципальном, так и компаний с государственных участием, поэтому, вероятно, уже настала пора включить в законодательство о государственных закупках соответствующую норму, которая бы обязывала приобретать на бирже, а не только на существующих электронных площадках. <…> Есть проблема стимулирования разных участников одного и того же товара, участников рынка к максимально возможной его продаже на бирже. При этом, на мой взгляд, целесообразно продолжить ту практику, которая сейчас есть — установление минимальных объемов товара на биржевых торгах доминирующими поставщиками, ну, например, газа, и их постепенного, возможно, ежегодного увеличения, как мы это видим сейчас, вместе с антимонопольной службой, с биржей, как это происходит на рынке нефтепродуктов», — помощник руководителя администрации Президента Российской Федерации Анатолий Яновский.
Цена на природный газ внутри России должна стать рыночной
«Важна именно межтопливная конкуренция, <…> и она у нас, к сожалению, недоразвита, что перекашивает этот рынок. <…> На протяжении десятилетий внутренний рынок получал субсидию за счет экспорта, и сегодня этой возможности практически не остается. Может быть, год-два за счет высоких цен мы еще протянем, но дальше надо что-то делать. <…> В этом вопросе нам надо переходить к рыночному образованию», — председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике; президент Российского газового общества Павел Завальный.