Нефть: стратегия развития

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ 

Нефтяная отрасль в России стабильно развивается несмотря на внешние вызовы

 «Россия всегда была и остается мировым лидером по запасам углеводородов. Сейчас в стране порядка 3 тыс. месторождений нефти. <…> Мы ежегодно полностью обеспечиваем воспроизводство углеводородов», — заместитель Министра природных ресурсов и экологии России Дмитрий Тетенькин. 

«Отрасль достаточно неплохо справляется в этом году со всеми поставленными вызовами. Это связано с тем, что нам активно помогают наши дружественные страны, с которыми мы работаем уже не одно десятилетние», — советник генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России Дарья Козлова. 

«Россия была и остается надежным поставщиком энергии. Это такой тезис, который уже много раз звучал, но который от этого не остается менее актуальным. Мы продолжим работать с партнерами, с дружественными странами, со всеми теми, кто готов на рыночных основах продолжать это взаимодействие. Это большая часть мира», — первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин.

Финансовый сектор России позитивно оценивает перспективы инвестиций в отрасль добычи энергоресурсов

«У банков есть все возможности для того, чтобы активно финансировать нефтегазовый сектор. <…> Мы сейчас видим спрос на юани. <…> Так как мы сейчас движемся в Китай, на Восток, давайте кредитовать в юанях», — первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин.

«Удалось найти баланс, который позволяет комфортно в нынешних условиях находиться в текущей ситуации. <…> У нас есть заделы по добыче, по переработке, которыми можно маневрировать в случае необходимости», — первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин.

ПРОБЛЕМЫ

Несовершенство материально-технической базы в сфере добычи ископаемых

«Риски остаются. Вводится эмбарго Евросоюза на российскую нефть, на нефтепродукты. <...> Остаются и наши старые проблемы… ухудшение минерально-сырьевой базы, есть потребность уходить в новые регионы, необходимо модернизировать нефтепереработку, что действительно весьма сложно в условиях технологических санкций. <...> Геологоразведка была не проинвестирована, и сейчас есть некоторые трудности с наращиванием по всему миру, как в странах ОПЕК, так и в США мы видим данную тенденцию», — советник генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России Дарья Козлова.

«Наша ресурсная база, подтвержденная геологоразведкой последних лет, показывает, что поисковый задел России позволяет прирастить к 2050 году минимум 27 млрд тонн рентабельных запасов ОВС (углеводородного сырья в условном топливе. — Ред.). Безусловно, здесь будем сильно зависеть от технологий, от сложности месторождений. Мы знаем, что по ходу доразведки месторождения, его разработки мы сталкиваемся с новыми вызовами, и не только геологическими, но и технологическими», — руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Петров 

«Мы зависим от технологий и налоговой политики государства. В министерстве мы создали рабочую группу, вырабатываем подходы», — заместитель Министра природных ресурсов и экологии России Дмитрий Тетенькин.

Нестабильность на мировых рынках энергоресурсов 

«В связи со сложившимися условиями на рынке очень много рисков, компании не понимают, как будут складываться события в следующем году с точки зрения объемов добычи. Понятно, что в текущих условиях немного будут переформатироваться бюджеты, и от этого пострадает геологоразведка как одна из самых рискованных частей бизнеса нефтяных компаний», — советник генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России Дарья Козлова.

«Говорить о расширении применения практики НДД (налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. — Ред.) преждевременно. В сегодняшних условиях мы ни в коем случае не можем допустить снижение той базовой доходной базы, которая сейчас есть на традиционных месторождениях», — статс-секретарь — заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Сазанов.

РЕШЕНИЯ

Необходимо делать ставку на увеличение масштабов недропользования 

«Мы… в Министерство природы направили предложение по 75 участкам недр, которые, считаем, уже в 2022 году нужно передать недропользователям без конкурса для того, чтобы создать условия их подготовки и передачи для нефтедобычи. По оценкам, запасы [составляют.— Ред.] 160 млн тонн, ресурсы — 730 млн тонн. Очевидно… что надо брать», — губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Наталья Комарова.

«Если обратиться к прогнозам, которые сегодня актуальны... то в 2050 году потребление энергии вырастет на 30%, несмотря на то, что доля ископаемого топлива будет снижаться с 83 до 63% в 2025 году, абсолютный уровень добычи останется плюс-минус на сегодняшнем уровне, а газа нужно будет добывать как минимум больше на 35%. Вопрос: где найти такие ресурсы? Очевидный ответ: нужно увеличивать объемы геологоразведки, создать эффективные технологии добычи трудноизвлекаемых запасов», — руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Петров.

Усиление работы по импортозамещению технологий и развитие альтернативной энергетики

«Встает вопрос о доступности технологий. Здесь с Минпромторгом уже ведется активная работа с отраслью по определению адекватного отраслевого спроса. Выстраивается схема, системный подход по импортозамещению, в частности по доработке подхода по импортозамещению. Стоит вопрос дальнейшего повышения уровня переработки. Здесь есть технологии партнерских стран, и по ряду отдельных позиций мы уже с ведущими институтами страны и компаниями ведем работу по катализаторам, контрольно-измерительной аппаратуре для того, чтобы импортозаместить расходники», — первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин.

«Что касается альтернативной энергетики, надо понимать, что человечество решает проблему не ухода от углеводородных ресурсов, решает проблему всемирного потепления. В этой ситуации каждый должен понимать свою роль именно по решению проблемы климата. Если посмотреть международные компании, часть компаний, прежде всего европейских, сдвинулись в альтернативную энергетику», — генеральный директор АО «Зарубежнефть» Сергей Кудряшов. 

«Альтернативная энергетика требует огромного количества критического минерального сырья. Предполагается, например, что ветровая энергетика вырастет в 43 раза, а солнечная — в 17 раз. Для этого нужна материальная база, нужно минеральное сырье, которое обеспечит производство этих технологий, что, в свою очередь, потребует роста на несколько порядков добычи практически всего перечня критичного минерального сырья. Это значит бурный рост геологоразведки, создание технологий извлечения компонентов», — руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Петров.

Другие пресс-релизы