Страховая компания «Ингосстрах» и Финансовый университет при Правительстве России провели исследование, посвященное намерениям россиян относительно ведения собственного бизнеса. Исследование проводилось летом и осенью 2022 года в три волны в 37 городах с населением свыше 300 тыс. человек. В каждом из городов опрошено не менее 300 респондентов.
Исследование показало, что в сентябре 9% россиян относили себя к числу предпринимателей и самозанятых. И еще 8% в ближайшие пару лет намерены создать собственное предприятие и заняться малым бизнесом. По данным опроса, города с самым большим количеством предпринимателей — это Москва, Краснодар, Санкт-Петербург, Самара и Ростов-на-Дону. А в Москве, Перми, Краснодаре, Ижевске и Хабаровске больше всего тех, кто хотели бы стать предпринимателями.
Наиболее популярный вид бизнеса, которому отдают предпочтение действующие и будущие предприниматели, это открытие магазинов различного профиля – 20,2% опрошенных намерены создать бизнес в этой сфере. 19,4% участников исследования хотят открыть предприятие общепита (ресторан, кафе, точку уличной торговли и др.), 18,3% – заняться производством различных товаров.
Надо отметить, что по сравнению с январём-февралем нынешнего года готовность россиян открывать новые предприятия существенно упала. Как отмечено выше, сегодня готовы пробовать себя в бизнесе и открывать новые предприятия 8% населения, тогда как в начале года их было 12%. Тем не менее, по целому ряду направлений количество желающих создать новый бизнес не снизилось, а наоборот увеличилась. Лидерами здесь являются уличная еда, пошив одежды и мясное животноводство. Все три сегмента отвечают нынешним потребностям страны, когда из-за ухода западных компаний с российского рынка на нем образовались свободные ниши, которые пытается занять российский бизнес.
При этом 12% предпринимателей готовы застраховать собственный бизнес и еще 7% готовы страховать склады своего предприятия. Наибольший интерес к страхованию предприятий и, в частности, товарных запасов, по данным исследования, отмечен в Хабаровске, Липецке, Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге.
«В последние несколько лет мы отмечаем рост интереса к страхованию со стороны малого и среднего бизнеса. В основном это новое поколение предпринимателей, которые ценят время, для которых приобретать продукты в цифровом формате – уже норма. Учитывая их интересы, мы разработали целую линейку нишевых онлайн-продуктов, которые можно просто и быстро приобрести на сайте «Ингосстраха». В основном это программы страхования ответственности. Например, страхование профессиональной ответственности врачей, нотариусов, оценщиков – все они имеют свою четко сегментированную аудиторию. Или комплексный продукт по страхованию имущества и ответственности – «Ингобизнес». Он ориентирован на небольшие компании, которым нужно застраховать арендованное имущество или собственность в торговых и бизнес-центрах, риски, связанные со строительно-монтажными работами при проведении ремонта и другие. Также онлайн можно застраховать грузы и ответственность перевозчиков. В «Ингосстрахе» накоплен большой опыт работы с предприятиями малого и среднего бизнеса, это позволяет нам также предлагать и индивидуальные программы, учитывающие специфику и потребности конкретного предприятия», – комментирует Дмитрий Мелёхин, директор департамента корпоративного бизнеса компании «Ингосстрах».