Результаты совместного исследования Авито Работы и HR Messenger показали, что 68% россиян предпочитают пользоваться чат-ботами для взаимодействия с компаниями и сервисами. Чаще всего пользователи используют виртуальных ассистентов для уточнения информации о товаре или услуге (65%), оформления заказов (43%), участия в опросах (32%), записи на приём (25%) и общения с работодателями (14%). Особенно популярны чат-боты среди молодёжи: при трудоустройстве ими пользуется четверть респондентов в возрасте до 25 лет.
Чат-боты для общения с компаниями
Большинство опрошенных Авито Работой и HR Messenger россиян считают, что при взаимодействии с компанией удобнее всего сочетать переписку в чат-ботах и живое общение с менеджером — так ответили 63% респондентов. При этом 5% предпочитают вести коммуникацию исключительно через чат-боты.
Треть респондентов обращаются к виртуальным помощникам как минимум раз в неделю. Среди основных преимуществ чат-ботов пользователи отмечают возможность получить ответ на вопрос в любое удобное время (57%), оперативность решения проблем (56%) и доступность на любом устройстве (55%). Более трети опрошенных положительно оценили то, что бот позволяет не отвлекаться от текущих дел. Для четверти россиян преимуществом виртуальных ассистентов стала возможность не вступать в живое общение с человеком.
Чат-боты для эффективного поиска работы и трудоустройства
Многофункциональность и удобство современных чат-ботов делает их универсальными помощниками в самых разных сферах повседневной жизни людей, включая поиск работы. Так, 14% россиян уже успешно используют виртуальных ассистентов для общения с работодателем.
Больше всего пользователей, которые обращаются к помощи чат-ботов при трудоустройстве, среди молодых респондентов в возрасте от 18 до 24 лет — 25%. Помимо оперативности (56%), работы в любое время (54%) и доступности на всех устройствах (52%), 39% опрошенных в данной возрастной группе отметили, что виртуальный ассистент позволяет получить исчерпывающие ответы на все заданные вопросы и эффективно решить поставленные задачи. Ещё 33% оценили ёмкость, лаконичность и соответствие ответов составленному запросу.
Среди регионов чат-боты особенно популярны среди соискателей Сибири и Дальнего Востока — к их помощи при поиске работы прибегают 17% респондентов. Также виртуальными помощниками при трудоустройстве часто пользуются в Волгограде (17%), Москве и Екатеринбурге (по 15%).
«Чат-боты стремительно набирают популярность среди соискателей. С их помощью пользователи успешно общаются с работодателями, откликаются на вакансии, отправляют резюме и проходят первичные этапы собеседований. Виртуальные ассистенты доступны в любое время и дают гарантию того, что отклик будет оперативно обработан, а значит кандидат быстро получит обратную связь и не будет тратить время на ожидание — даже ночью и в праздничные дни. Кроме того, чат-боты выполняют функцию чутких консультантов. В частности, на Авито Работе виртуальный ассистент помогает соискателям составить резюме и найти подходящую позицию в нужной сфере среди сотен тысяч вакансий», — комментирует Артём Кумпель, управляющий директор Авито Работы.
«Согласно одному из опросов, проведённых нашим клиентом среди кандидатов, 68% респондентов утверждают, что с чат-ботом общаться удобнее, чем по звонку, 21% говорят, что не чувствуют разницы, и 11% — что звонок удобнее. Чат-бот — это не только правая рука рекрутера и hr-менеджера, но и гарант бесшовного пути кандидата. Чат-ботов успешно используют не только в общении с кандидатами 25-35 лет: у нас есть кейс, где чат-бот провёл от отклика до трудоустройства кандидатов 45-50 лет, и компании удалось закрыть 100 вакансий за месяц», — добавляет Руслан Абдулганиев, основатель платформы HR Messenger — чат-ботов для hr-специалистов.
Удовлетворённость чат-ботами
Больше половины опрошенных россиян (53%) полностью довольны работой чат-ботов. При этом самый высокий показатель удовлетворённости отмечен среди молодых людей до 25 лет — 69%. В регионах доля тех, кто доволен возможностями чат-ботов, высока среди жителей Северного Кавказа (62%), Сибири и Дальнего Востока (по 61%). В Поволжье чат-ботами удовлетворены 56% опрошенных, на Урале — 52%. В Центральном и Южном округах работу чат-ботов положительно оценили по 50% респондентов, в Северо-Западном — 38%.
Опрос проведен в июле 2022 года, в исследовании приняли участие 10 000 респондентов со всей страны.