Эксперты рассказали, в каких случаях страховка возместит ущерб от краж денег с банковских карт, а в каких останется пенять только на себя
В первом полугодии владельцы банковских карт купили в 4,5 раз больше страховок от неправомерных списаний денежных средств с «пластика» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные приводят специалисты страховой компании «Согласие».
Как сообщала Генпрокуратура в июле, количество кибепреступлений в России за полгода сократилось на 8,2 %. Тем не менее, случаи несанкционированных операций, совершенных с использованием платежных карт, по-прежнему остаются нередкими. По сведениям надзорного ведомства, сумма ущерба потерпевших варьируется от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей, в зависимости от схемы, которую используют мошенники.
«Есть инциденты, при которых банки не несут ответственности за денежные средства клиентов. Например, это хищение наличных денежных средств, которые были сняты владельцем в банкомате. Страховка в этом случае действует при двух ключевых условиях: нападение было совершено не позднее установленного договором страхования срока (например, двух часов) с момента снятия денежных средств, и по факту хищения возбуждено уголовное дело», – уточняет начальник управления андеррайтинга кредитных, финансовых и предпринимательских рисков компании «Согласие» Виталий Ус.
При этом, по его словам, страхование карт не покрывает ситуации, когда владелец счета не обеспечил защиту данных, и ими смогли воспользоваться преступники. Например, нанес на свою карту ПИН-код или записал его на странице своего паспорта.
«Сложнее всего бороться с так называемым фишингом, когда мошенники обманом получают у держателей банковских карт сведения о карте. Или, когда держатели банковских карт, будучи запутанными, переводят мошенникам денежные средства. Чтобы достичь этих целей злоумышленники используют поддельные сайты или пользуются методами социальной инженерии (разновидность фишинга – так называемый вишинг): вводят человека в заблуждение и получают необходимую информацию. В этом случае, если держатель банковской карты стал жертвой мошенников, он может рассчитывать на получение страхового возмещения, но банк-эмитент банковской карты, скорее всего, откажется возместить ему убытки, так как такая операция может иметь признаки совершенной в соответствии с правилами платежной системы», – отметил Виталий Ус.