Конференция «Подъем затопленных и опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана» состоялась 25-26 июля в Мурманске. Мероприятие включало деловую программу и научную-образовательную экспедицию по Кольскому заливу к месту затопления подводной лодки Б-159. Конференция прошла в рамках плана председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 гг., оператором мероприятий председательства выступает Фонд Росконгресс. Организаторы мероприятия – Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Госкорпорация «Росатом».
Практика затопления радиоактивных отходов широко применялась во многих странах, развивавших атомную энергетику. Такой метод использовался СССР в период с 1957 по 1989 гг. Отношение России к оценкам экологической безопасности и к ранее принятым решениям по затопленным объектам изменилось с увеличением интенсивности использования Северного морского пути. Поэтому сегодня наиболее остро ставится вопрос подъема атомных подводных лодок, в реакторах которых находится отработавшее ядерное топливо.
«Ликвидация накопленного экологического ущерба, в том числе подъем радиоактивных и опасных объектов остается нашим неизменным приоритетом. Этот вопрос с каждым годом становится все более актуальным по мере дальнейшего экономического освоения Арктической зоны РФ, включая развитие Северного морского пути, интенсивность судоходства по которому будет лишь возрастать», — сообщил Посол по особым поручениям МИД России, председатель Комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов.
Он также выразил сожаление, что тематика экологической и радиационной безопасности в данный момент становится заложником политической конъюнктуры. Россия, в свою очередь, остается открытой к международному диалогу по вопросам обеспечения экологической безопасности в регионе.
«Очевидно, что в нынешних условиях мы должны делать ставку на имеющиеся у нас компетенции, их дальнейшее развитие и совершенствование. Это позволит успешно решить соответствующие задачи, поставленные Президентом России в Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года», — отметил Николай Корчунов.
По словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Геннадия Скляра, подъем затопленных атомных подводных лодок и решение других накопившихся в арктическом регионе проблем является необходимым условием для процесса обустройства Северного морского пути и его превращения в мировой транспортный коридор.
«В нынешних условиях задача подъема опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана должна решаться, прежде всего, за счет консолидации наших собственных ресурсов внутри страны. При этом международное сотрудничество с дружественными странами нам необходимо также освоить. Если эта задача стратегическая, то мы должны поднять вопрос об участии наших сырьевых корпораций, тех компаний, которые заинтересованы в развитии Арктики и Северного морского пути. Должны быть не только ресурсы федерального бюджета и федеральная программа, но, на мой взгляд, необходима серьезная работа по поиску партнеров, которые вместе с государством эту задачу решат», — подчеркнул Геннадий Скляр.
В результате реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 1998 г. № 518, были утилизированы 120 атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава флота, сняты с эксплуатации 1004 радиоизотопных термоэлектрических генератора, из региона вывезено и переработано на производственном объединении «Маяк» более 50 тонн отработавшего ядерного топлива. Этому способствовали две федеральные целевые программы и семь межправительственных соглашений.
Согласно плану Госкорпорации «Росатом» завершение работ по подъему опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана должно произойти к 2035 году, заявил руководитель проектов международной технической помощи Госкорпорации «Росатом» Анатолий Григорьев.
«План, который мы подали в Правительство, предполагает завершение работ к 2035 году. Два ближайших года — это рассмотрение Минфином бюджетной заявки, которая подготовлена госкорпорацией «Росатом», будут реализовываться определенные подготовительные мероприятия с участниками сегодняшней конференции. Объем бюджетной заявки — порядка 2,5 млрд рублей на три года. В дальнейшем будет использоваться государственная программа, которая предполагает размер средств в 22 млрд рублей», — отметил Анатолий Григорьев.
В ходе конференции участники также обсудили итоги проведенного в 2021 году обследования затопленных объектов, радиационную обстановку в заливах Новой Земли в Карском море, международный опыт выполнения судоподъемных работ, а также проект мониторинга радиационной обстановки Северного морского пути.
Во второй день конференции участники мероприятия отправились в тур по Кольскому заливу на теплоходе «Клавдия Еланская» к месту затопления подводной лодки Б-159, которое произошло в 2003 г. во время транспортировки судна на утилизацию. В ходе поездки эксперты зачитали доклады о практической работе ФГУП «Атомфлот» по обеспечению деятельности Северного морского пути, а также ознакомились с возможными вариантами обеспечения судоподъемных работ на месте затопления Б-159.
В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года предусмотрены меры по исключению попадания в Арктическую зону токсичных веществ, возбудителей инфекционных заболеваний и радиоактивных веществ. В свою очередь, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и национальной безопасности на период до 2035 года предполагает завершение реабилитации территорий, на которых находятся затопленные и затонувшие объекты с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами в 2025-2030 гг.
Охрана окружающей среды, включая вопросы изменения климата, входит в число приоритетов российского председательства в Арктическом совете в 2021-2023 гг. С учетом быстрого изменения климата в Арктике, что проявляется в том числе в деградации вечной мерзлоты и эмиссии газогидратов, российская сторона рассматривает среди первостепенных задачи по смягчению негативных последствий климатических изменений, повышению адаптации жизнедеятельности и обеспечению устойчивости к его последствиям, сохранению и восстановлению окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, поддержанию здоровья арктических экосистем, включая морскую среду, сохранению биоразнообразия, в частности, мигрирующих видов птиц.