Во Владивостоке в рамках подготовки к Восточному экономическому форуму 2022 года состоялся круглый стол на тему «Авиатранспортная доступность Дальнего Востока: состояние и перспективы развития». Представители авиакомпаний, производителей авиационной техники, федеральных и региональных органов власти, эксперты авиационного комплекса обсудили меры господдержки, направленные на производство новых отечественных воздушных судов для пополнения парка авиакомпаний Дальнего Востока. А также развитие единой дальневосточной авиакомпании и повышение авиатранспортной доступности ДФО.
Мероприятие прошло под председательством заместителя Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолия Бобракова. Организаторами круглого стола стали Минвостокразвития России и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). Напомним, ВЭФ 2022 года состоится во Владивостоке с 5 по 8 сентября. Оператором форума выступает Фонд Росконгресс.
Замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков в приветственном слове отметил, что Правительство Российской Федерации и лично Президент России Владимир Владимирович Путин огромное внимание уделяют развитию транспортной доступности Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации. Государство субсидирует авиаперевозки жителей на Дальний Восток, открываются новые маршруты, идет строительство аэропортовой инфраструктуры в регионах ДФО.
«В 2022 году мы достигли рекордных показателей по объему субсидирования авиадоступности для жителей Дальнего Востока. Выделено 6,5 млрд рублей на субсидирование перелётов Центр — ДФО по дальневосточной прописке, что превысило цифру прошлого года на 1,5 млрд руб.. Принято решение об автоматическом субсидировании перевозок льготных категорий граждан. 5,9 млрд руб. выделено на межрегиональные социально-значимые рейсы единой дальневосточной авиакомпании. Уверен, что сегодня в ходе работы круглого стола авиаперевозчики, представители региональных и федеральных органов власти, производители авиатехники поделятся своим видением того, что нам нужно сделать в краткосрочной и долгосрочной перспективе для обеспечения хороших показателей авиадоступности жителей ДФО. Поступившие идеи и предложения мы будем использовать как цели для дальнейшей совместной работы. Минвостокразвития России уверено, что итоги круглого стола лягут в основу обсуждений и принятия решений на сессиях по авиации в рамках ВЭФ для развития авиатранспортной доступности ДФО и стимулирования развития авиастроения в регионе», — отметил Анатолий Бобраков.
Заместитель Министра транспорта Российской Федерации Игорь Чалик в приветственном слове сообщил, что Министерство уделяет особое внимание развитию авиасообщения Дальнего Востока, совершенствуя программы субсидирования воздушных перевозок.
Как рассказал управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Иван Печорин, для Дальнего Востока и Арктики авиация играет ключевую роль в транспортной доступности региона. В большинстве случаев авиация является безальтернативным способом передвижения в силу удаленности многих населенных пунктов от крупных транспортных путей, больших расстояний и низкой плотности населения в регионе.
«Минвостокразвития России и подведомственная ему Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики активно ведут работу, связанную с реализацией государственной политики в области гражданской авиации на Дальнем Востоке. Это, прежде всего, поддержка пассажирских гражданских авиаперевозок и своевременной реконструкции, модернизации аэропортовой инфраструктуры, строительства новых взлетно-посадочных площадок. КРДВ оказывает всестороннюю поддержку интеграционным процессам среди авиакомпаний, входящих в состав единой дальневосточной авиакомпании «Аврора»», — сообщил Иван Печорин.
Заместитель руководителя Росавиации Владимир Потешкин рассказал о ходе реализации программ государственной поддержки воздушных перевозок в ДФО.
«Господдержка доступности воздушных перевозок с территории Дальнего Востока и обратно обеспечивается в рамках реализации трех программ: субсидирования региональных перевозок (постановление Правительства РФ № 1242); обеспечения доступности перевозок (постановление Правительства РФ № 215); субсидирования единой дальневосточной авиакомпании (постановление Правительства РФ № 1172). В рамках программы субсидирования региональных перевозок (постановление № 1242) сегодня осуществляются полеты 9 авиакомпаниями по 51 направлению. Работа идет успешно. По состоянию на 1 июля 2022 г. перевезено более 53 тыс. пассажиров, выполнено 1194 рейса. По программе обеспечения доступности перевозок (постановление № 215) полеты на территории ДФО осуществляют 10 компаний по 92 маршрутам. По этой программе в 2022 г. планируется перевозка более 1 млн пассажиров, и по состоянию на 1 июля уже перевезено более 658 тыс. пассажиров. По программе субсидирования единой дальневосточной авиакомпании (постановление №1172) в 2022 году утверждено 36 социально значимых маршрутов, запланировано осуществление не менее 7300 рейсов. По состоянию на 1 июля уже выполнен 2831 рейс. Авиатранспортная доступность Дальнего Востока — важный сегмент ежедневной работы Росавиации. Решения, которые будут приняты сегодня в ходе работы круглого стола, дополнят нашу работу новыми целями и задачами», — сказал Владимир Потешкин.
Участники круглого стола обсудили проблемы доступности авиаперевозок на Дальний Восток и внутри макрорегиона.
Генеральный директор АО «Авиакомпания «Аврора» Константин Сухоребрик: «Работа авиакомпании «Аврора», других региональных авиакомпаний проходит в рамках реализации постановления Правительства РФ №1172 о субсидировании единой дальневосточной авиакомпании. Перед нами стоит амбициозная задача по перевозке 250 тыс. человек по 36 социально значимым маршрутам. Есть промежуточные итоги. В ходе первых 6 месяцев 2022 г. мы уже перевезли 147 тыс. человек. Дополнительно продано билетов на 62 тыс. человек. Поэтому мы с оптимизмом смотрим на конец года и уверены, что выполним задачу. Но отмечу и ключевые проблемы. Первая — это нехватка воздушных судов. Нам не хватает региональных самолетов. Вторая проблема — инфраструктурные ограничения, связанные со слотами аэропортов. И третья – разница в стандартах наших авиакомпаний».
Генеральный директор «Авторы» отметил, что встреча в рамках круглого стола является исторической: кроме авиаперевозчиков, на ней присутствуют представители всех компаний-производителей авиационной техники в Российской Федерации. «В таком формате мы встречаемся впервые. Поэтому сегодняшний круглый стол крайне важен для всех сторон. Это хорошая возможность очно обсудить вопросы отрасли, сделать шаг к единым операционным стандартам, сверить рабочие планы», — отметил спикер.
С докладами о процессах импортозамещения в авиастроительной отрасли, поддержании летной годности текущего флота и его комплектации новыми отечественными воздушными судами на мероприятии выступили представители крупных компаний: главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Борис Федоров, генеральный директор АО «Авиационная компания «Авиашельф» Захар Худенко, заместитель управляющего директора по маркетингу, сбыту и послепродажному обслуживанию АО «У-УАЗ» (корпорация «Вертолеты России») Михаил Карпушкин.
Заместитель директора департамента авиационной промышленности Минпромторга России Михаил Пересадин отметил, что на территории ДФО сосредоточено большое количество предприятий авиационной промышленности. Заводы в Комсомольске-на-Амуре, в Арсеньеве, в Улан-Удэ работают по оперативной замене и обновлению парка отечественных авиакомпаний воздушными судами российского производства.
«В соответствии с поручением Президента Российской Федерации сформирована и успешно работает единая дальневосточная авиакомпания. В период до 2026 года она должна получить 45 воздушных судов и самолетов различных классов. Это самолеты Ил-114, Ил-410, легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал», новый Sukhoi Superjet с импортозамещением всех основных агрегатов и систем. Затем к ним добавится новый турбовинтовой региональный самолёт на 44 места ТВРС-44 «Ладога». Все необходимые распоряжения получены, механизм финансирования определен. В разработке – новейшие модели самолетов. Это среднемагистральный лайнер МС-21-310 с российским двигателем и Sukhoi Superjet New — ближнемагистральный пассажирский самолёт, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на дальность до 4600 км. Хочу выразить уверенность, что мы не только выполним текущий план по поставке авиатехники, но и будем готовы удовлетворить дополнительную потребность в воздушных судах, в том числе в вертолетах, для того, чтобы обеспечить все сегменты маршрутной сети новой техникой отечественного производства», — подчеркнул Михаил Пересадин.
Кирилл Будаев, директор по маркетингу и продажам ПАО «Иркут» (производит самолеты МС-21, Ил-114, Sukhoi Superjet): «Задача Корпорации «Иркут» — в рамках программы импортозамещения обеспечить дальневосточных перевозчиков качественными воздушными судами Sukhoi Superjet и Ил-114, серийное производство которых начнется со следующего года, и осуществлять техническую поддержку самолетов, которые будут в эксплуатации у авиационных предприятий в различных аэропортах базирования. Нам предстоит решить вопросы организации складов в базовых аэропортах, логистики, инженерной поддержки, поставки запчастей и обучения пилотов. Готовим план по пилотной эксплуатации новых типов воздушных судов, который обеспечит их мягкий ввод в эксплуатацию и эффективную раскатку».
Итоговые решения круглого стола «Авиатранспортная доступность Дальнего Востока: состояние и перспективы развития» будут вынесены на обсуждение в отраслевой авиационной сессии VII Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке с 5 по 8 сентября 2022 г. Официальный сайт ВЭФ: www.forumvostok.ru