Севморпуть круглый год: в ходе выездной сессии ВЭФ-2022 представили единую стратегию развития нового транспортного коридора

На рассмотрение Правительства России направлен интегрированный план развития Севморпути до 2035 года, который включает в себя как развитие инфраструктуры, так и строительство новых ледоколов, запуск космических спутников, совершенствование систем безопасности и обновление метеорологических технологий. 

В Петропавловске-Камчатском состоялась выездная сессия ВЭФ на тему «Перспективы круглогодичной навигации по Северному морскому пути». Организаторами сессии выступили Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), Госкорпорация «Росатом», Камчатский край и Фонд Росконгресс. В ходе мероприятия обсудили вопросы интенсификации грузопотока по Севморпути, а также равномерное распределение нагрузки на транспортный коридор. Модератором выездной сессии выступил руководитель практики инфраструктурного и проектного финансирования, управляющий партнёр компании «Технологии доверия» Михаил Баженов.

Мероприятие открыло выступление губернатора Камчатского края Владимира Солодова, который отметил, что развитие Северного морского пути является ключевой темой для Камчатки: «Стратегическая цель – сделать Северный морской путь глобальной транспортной артерией, ведь это подтверждено цифрами. Это самый короткий, быстрый и экономически обоснованный путь. А Камчатка – это естественные, логичные ворота нового стратегического транспортного коридора».

Вместе с тем, было отмечено, что развитие Северного морского пути и его переход от экспериментальной к регулярной работе зависит от слаженности в части развития инфраструктуры, строительства новых судов, обеспечения системы безопасности и совершенствования технологических решений. 

Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов подчеркнул, что работа по синхронизации уже запущена. Минвостокразвития России подготовило и внесло на рассмотрение Правительства РФ консолидированный план, включающий все мероприятия по обеспечению запуска круглогодичной работы нового транспортного коридора. По его словам, в план развития заложены обязательства как со стороны грузоотправителей, которые гарантируют объемы, так и со стороны государства о создании необходимой инфраструктуры.  

«На сегодняшний день, согласно плану, собрана перспективная грузовая база – к 2024 году она составит 90 млн тонн, а к 2030 году – более 200 млн тонн. По проектам, формирующим эту грузовую базу, предполагаются инвестиции в объёме более 15,6 трлн рублей, причем создаваемая валовая добавленная стоимость — 28 трлн рублей, а налоговые поступления до 2035 года должны составить более 16 трлн рублей, — рассказал Гаджимагомед Гусейнов. - Отдельный раздел плана посвящен развитию ледокольного флота и связывает возможности верфей, заказ и будущие объемы: согласно документу, будет построено не менее 8 ледоколов, причём 2 ледокола уже выпущены, а третий будет готов к концу текущего года. Кроме того, это и развитие безопасности на трассах СМП, и рост спутниковой группировки, усиление метеорологического прогнозирования и так далее». Он также отметил, что после ВЭФ, к октябрю, в соответствии с планом, будет подготовлена дорожная карта с ключевыми событиями и контрольными точками.

В ходе сессии представители госкорпораций и бизнеса рассказали о своём опыте проведения экспериментальных рейсов, а также представили собственные технологические мощности и результаты, которых удалось достичь.

Заместитель председателя государственной комиссии по вопросам развития Арктики, специальный представитель Госкорпорации «Росатом» Владимир Панов отметил: «Дальний Восток и центр России – это неразрывные понятия и слова, которые мы как правило произносим вместе. А единство – это, в частности, и слаженность работы транспортных потоков. Если говорить о наземной транспортной инфраструктуре, то БАМ и Транссиб – это единственный путь, соединяющий запад и восток России. Дополнить его может только Северный морской путь. В сегодняшней геополитической реальности этот путь звучит!».

По его словам, за 2021 год компании удалось обеспечить перевозку по Северному морскому пути 34,9 млн тонн, что на 2 млн тонн больше, чем годом ранее. В текущем году, несмотря на внешнеполитическую ситуацию, наблюдается рост в 5% в сравнении с аналогичным периодом за первое полугодие прошлого года. Стоимость перевезенных грузов составила 1,6 трлн рублей. Транзитные грузы превысили объем в 2 млн тонн. Он подчеркнул, что все эти цифры являются рекордными. «Если в 2020 и 2021 году сверхранние и сверхпоздние рейсы по Севморпути мы называли экспериментальными, то сейчас мы говорим о том, что это будет регулярная круглогодичная навигация. Она должна перейти в рутинный характер».

Представители компаний «НОВАТЭК», «Совкомфлот» рассказали о возможностях флота, которые удалось раскрыть по результатам экспериментальной эксплуатации. В частности, суда-газовозы проекта «Ямал СПГ» показали более высокую ледопроходимость в сравнении со спецификационными требованиями, а скорость движения новых газовозов, строящихся для проекта «Арктик СПГ-2», ещё выше за счёт улучшенных ледокольных характеристик. Также, в ходе экспериментальных рейсов выработана стратегия по эффективному ледокольному сопровождению. На сегодняшний день удалось актуализировать правила плавания по Северному морскому пути и расширить период навигации с 5 до 8 месяцев. Кроме того, к 2023 году планируется построить на Камчатке плавучую базу для перевалки газа. Это позволит сократить длительность рейса и, соответственно, повысить оборачиваемость газовозного флота. Аналогичный проект планируется реализовать и в Мурманском порту. 

Директор департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС России Александр Бондар представил планы по обеспечению безопасности всего Северного морского пути. Для этого предлагается создать комплексные аварийно-спасательные центры, включающие подразделения центров управления в кризисных ситуациях, арктические поисково-спасательные подразделения и авиационные звенья МЧС России. «Чтобы обеспечить 100% покрытие Северного морского пути, надо разместить авиационные звенья МЧС России в семи точках – планируемых четырех центрах в Певеке, Сабетте, Тикси и Диксоне, а также в существующих центрах в Архангельске, Мурманске и Анадыре с использованием плеча ледокольного флота. Вертолетные площадки сегодня закладывают во всех новых проектах судов», — рассказал он.

В ходе мероприятия выступили также представители Росгидромета, ФГУП «Гидрографическое предприятие» и МГУ, которые рассказали о совершенствовании прогнозирования, развитии гидрографической инфраструктуры и экологическом мониторинге. 

«Все представленные предложения легли в основу плана развития СМП до 2035 года. Но стоит усилить фокус на вопросах экологического мониторинга – предлагаю уделить этим вопросам особое внимание в рамках Восточного экономического форума», - резюмировал мероприятие первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

Результаты обсуждения и выводы, сделанные в ходе работы выездной сессии ВЭФ (запись трансляции доступна по ссылке: https://vk.com/video-211047666_456239032), будут рекомендованы для формирования программы форума.

VII Восточный экономический форум состоится 5–8 сентября 2022 года во Владивостоке на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Организатор – Фонд Росконгресс. Регистрация представителей СМИ на ВЭФ-2022 открыта на официальном сайте.

Все оперативные новости о подготовке ВЭФ-2022 — в официальных соцсетях форума. 

Telegram:

ВК:

Восточный экономический форум (vk.com)

Другие пресс-релизы