Поиск взаимовыгодных форм сотрудничества в Арктике, а также вопросы укрепления взаимного доверия и проблемы безопасности в регионе стали предметом дискуссии в рамках круглого стола проекта Arctic Sessions «Арктический совет: сценарии будущего международной площадки».
«Россия заинтересована в международном сотрудничестве и совместной работе в рамках крупных инфраструктурных проектов в Арктике. Реализация проекта “Северный поток – 2” доказала способность России к межгосударственному взаимодействию в любых условиях. Тем не менее, сейчас мысталкиваемся с нежеланием ряда стран сотрудничать в проектах, представляющих обоюдный интерес. В связи с этим российская сторона готова развивать взаимодействие с внеарктическими странами в проектах любого масштаба. Только совместная работа всех заинтересованных стран может способствовать укреплению взаимного доверия и снижению рисков в сфере безопасности в Арктике», – рассказал советник Президента Российской Федерации, ответственный секретарь Оргкомитета по подготовке и обеспечению председательства России в Арктическом совете Антон Кобяков.
Как отметил Председатель Комитета старших должностных лиц Арктического совета, Посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов, основным фактором оценки форматов международного сотрудничества в Арктике для российской стороны является содержательность и практическая польза.
«Российская Федерация при всей своей приверженности Арктическому совету и сотрудничеству в его рамках, одновременно всегда выступала за многообразие форматов и методов обеспечения своих интересов в высоких широтах, ориентируясь, прежде всего, на содержательность и практическую отдачу пролагаемых усилий», — заявил Николай Корчунов.
При этом он подчеркнул, что до недавнего времени Арктический совет был в целом весьма эффективным форматом, который занимался выявлением и поиском решений по вопросам так называемой «мягкой» безопасности. Однако сегодня остановилась работа в рамках многочисленных поручений, которые дали главы делегаций на последней министерской сессии Совета в Рейкьявике в 2021 году. По словам Николая Корчунова, российская сторона может столкнуться с необходимостью оценки целесообразности и полезности взаимодействия в рамках Арктического совета.
«Будущее Арктического совета зависит от самих стран-членов, от того, каких решений для обеспечения своих интересов в высоких широтах они будут придерживаться. Если Арктический совет не будет соответствовать национальным интересам России так, как они изложены в Стратегии развития АЗРФ до 2035 года, то мы столкнемся с необходимостью оценить целесообразность и полезность этого формата», – подчеркнул Председатель Комитета старших должностных лиц Арктического совета.
Кроме того, по словам Николая Корчунова, Россия стремится зарезервировать возможность для сотрудничества в Арктике для внеарктических государств. Отдельно дипломат подчеркнул открытость таких проектов для коренных народов, которые не должны становиться «заложниками таких решений, которые затрудняют улучшение благополучия жителей Арктики».
Как отметил председатель правления Проектного офиса развития Арктики Николай Доронин, целесообразности и даже возможности продолжать международное сотрудничество в Арктике без России нет. При этом российская сторона в вопросах развития арктических территорий обладает относительной самодостаточностью.
«Россия обладает самой большой границей и сухопутной территорией в Арктике, по сути контролируя Северный морской путь. Поэтому без России говорить о каком-либо развитии в Арктике будет крайне сложно. Это просто географически невозможно», — заявил эксперт.
В свою очередь, редактор Arctic Yearbook (Финляндия) Ласси Хайнинен подчеркнул, что сценарием дальнейшего развития сотрудничества в Арктике могло бы стать взаимодействие в области охраны окружающей среды. Международное сотрудничество в Арктике все еще может быть успешным, но только в случае, если и арктические государства, и великие державы будут относиться к нему серьезно, резюмировал Хайнинен.
Профессор Шанхайского университета международных исследований Ян Чен обратил внимание участников дискуссии на проблему милитаризации отношений между арктическими державами. Решение Финляндии и Швеции вступить в военный альянс НАТО должно в скором времени определить общий ландшафт безопасности в Арктике. Помимо этого, эксперт заявил о необходимости пересмотра статуса внеарктических государств в вопросах взаимодействия в Арктике. «Россия признает стойкое различие между арктическими и неарктическими государствами, предполагая, что арктические имеют исключительные привилегии в Арктике. Разногласия по поводу правового статуса Арктики всегда были самым большим препятствием для российско-китайского сотрудничества в Арктике. Китай не претендует на такие же права в Арктическом регионе, какие есть у России, но считает, что его разумным требованиям следует уделять должное внимание», – подчеркнул спикер.
Активизировать усилия по арктическому направлению намерена и Индия: по словам научного руководителя международного центра полярных исследований Университета Махатмы Ганди К.М. Ситхи, Нью-Дели рассматривает себя в качестве так называемого «третьего полюса» Земного шара, поэтому участие в арктических делах для нее является вопросом геополитического характера.
Круглый стол «Арктический совет: сценарии будущего международной площадки» стал первым событии из серии Arctic Sessions. Проект, получивший грантовую поддержку Фонда Горчакова, организует «Центр содействия развитию международной журналистики» совместно с Проектным офисом развития Арктики (ПОРА).
Россия является председательствующей страной в Арктическом совете в 2021–2023 гг. Комплексная программа российского председательства предполагает продвижение международного сотрудничества по таким приоритетным направлениям, как население Арктики, включая коренные народы, охрана окружающей среды, социально-экономическое развитие, а также укрепление арктического сотрудничества. Оператором мероприятий российского председательства является Фонд Росконгресс.