Внутренняя и внешняя политика России в Арктическом регионе может строиться только на прочной основе правовых инструментов, заявил посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации, Председатель Комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов в рамках сессии «Правовые основы освоения Арктики в условиях глобальных изменений» X Петербургского международного юридического форума.
«Арктика — это прежде всего территория права. Российская политика в регионе, как внутренняя, так и внешняя, строится на прочной основе права. Это принципиально важно, так как такой подход — гарантия обеспечения российского суверенитета, прав и свобод проживающих в Арктике людей, включая коренные народы, а также прав инвесторов, которые вкладывают средства в том числе и в международные проекты. У нас нет другого выхода, нежели как строить нашу политику на эффективном применении соответствующих правовых инструментов», — сказал дипломат.
Вынужденную временную паузу в полноформатном функционировании Арктического совета на фоне решения других семи арктических стран Россия использует для анализа ситуации и проработки дополнительных шагов для еще более эффективного обеспечения российских интересов в Арктике, подчеркнул Николай Корчунов.
«Российская Федерация никогда не была заложником каких-либо форматов сотрудничества. Форматы важны, но они вторичны к содержанию. Если они не соответствуют нашим интересам, мы делаем соответствующие выводы. Как самая крупная арктическая страна, мы, очевидно, не должны класть все яйца в одну корзину. Мы развиваем многовекторное взаимодействие в различных форматах как с государствами арктического региона, так и с внеарктическими странами. Мы открыты к формированию широкого международного партнерства в интересах устойчивого развития региона», — добавил он.
Одной из задач Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики является выстраивание инвестиционного климата в регионе для того, чтобы через экономику развивалась социальная сфера, сообщил статс-секретарь – заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков. «Для того, чтобы управлять движением вперед, нужно в первую очередь выстраивать систему управления, которая позволяла бы адекватно реагировать на вызовы, существующие в регионах, откликаться на них с федерального уровня и продвигать развитие», — отметил он.
Волков напомнил, что система управления развитием Арктики включает правительственную комиссию, Корпорацию развития Дальнего Востока и Арктики, которая управляет всеми специальными режимами в Арктической зоне, а также другие структуры. Кроме того, созданные на территории Дальнего Востока инструменты развития были совершенствованы и распространены на Арктику, в регионе появился специальный режим поддержки предпринимательской деятельности.
Статс-секретарь – вице-президент ПАО «ГМК Норильский никель» Дмитрий Пристансков обратил внимание участников сессии на два правовых аспекта освоения Арктики, которые необходимо учитывать при ведении бизнеса в регионе. По его словам, важно учитывать, что в горно-добывающей промышленности сроки инвестиционных циклов составляют 7-10 лет и к моменту ввода объекта в эксплуатацию условия финансирования, законодательство и спрос на продукцию могут уже другими. Реализация проектов затрудняется и постоянными изменениями налогового и тарифного законодательства.
«В условиях сегодняшней повышенной турбулентности для нас важна налоговая стабильность. Отмечу два момента для точечных правок для бизнеса в Арктике. Налоговый кодекс РФ предусматривает, что в случае осуществления деятельности по добыче полезных ископаемых, резидент не вправе применять пониженные ставки по налогу на прибыль организаций. Но помимо добывающей деятельности мы осуществляем и сопутствующие виды хозяйствования, которые в условиях Арктики являются убыточными. Бизнес-сообщество предлагает внести изменения, которые позволят предприятиям применять налоговые льготы в части прибыли, которые они получают от сопутствующих видов деятельности, но в том числе и от деятельности по глубокой переработке. Тогда мы будем стимулировать не только заниматься развитием сырьевой базы, но и уходить в какие-то глубокие переделы», — отметил Пристансков.
Кроме того, он подчеркнул, что механизм инвестиционного налогового вычета, на данный момент предполагающий использование такого инструмента в части создания объектов социальной инфраструктуры, имеет ряд условий, которые затрудняют его применение на практике. В частности, он начинает работать только в случае, если субъект РФ принимает соответствующее решение. Но для регионов такие шаги не являются выгодными.
«Гораздо эффективнее для государства сохранить социальный объект на балансе у инвестора, который его построил, но при этом инвестор несет расходы на его содержание и получает налоговый вычет в размере части суммы инвестиций в объект и части затрат на содержание объекта», — резюмировал вице-президент ПАО «ГМК Норильский никель».
В своем выступлении Член комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елена Шумилова отметила важность создания условий для жизни граждан в Арктике, в том числе возможность различных льгот и гарантий. «Я считаю, что опираясь на науку, медицину и образование, на более глубокие исследования, здесь человеческое отношение должно переломить экономику и развернуть ее на человека не только ради развития региона, но и для развития каждого проживающего на этих территориях», — подчеркнула она.
Россия является председательствующей страной в Арктическом совете в 2021-2023 гг. Комплексная программа российского председательства предполагает продвижение международного сотрудничества по таким приоритетным направлениям, как население Арктики, включая коренные народы, охрана окружающей среды, социально-экономическое развитие, а также укрепление Арктического сотрудничества. Оператором мероприятий российского председательства является Фонд Росконгресс.