Европа, приняв навязываемые ей антироссийские санкции, столкнулась с социальной деградацией, отметил Главный исполнительный директор НК «Роснефть» Игорь Сечин в своем докладе «Новый мировой энергорынок: Крестовый поход против российской нефти и где «Ноев ковчег»?».
«На самом деле то, с чем столкнулась Европа, приняв навязываемые ей антироссийские санкции, – это социальная деградация. По сути – демонтаж модели «социальной рыночной экономики». И как – социальной, и как – рыночной. Это крах великой модели послевоенной Германии: «Благосостояние для всех» Людвига Эрхарда и Альфреда Мюллера-Армака – то, чем немцы так гордились и считали образцом для всего мира»,- сказал Игорь Сечин, в ходе Энергетической панели в рамках XXV Петербургского международного экономического форума.
Европа, в результате навязанных ей антироссийских санкций, окончательно утратила субъектность и шансы стать не только политическим, но и конкурентоспособным экономическим полюсом, альтернативным США, отметил Главный исполнительный директор НК «Роснефть».
Отказываясь от российских нефти и газа, Европа превратилась в регион с самой высокой стоимостью энергии в мире,- добавил он. Без российского газа поддержание непрерывного цикла выплавки стали невозможно и полный отказ от российского газа, по оценкам экспертов, приведет не только к остановке сталелитейной промышленности, но также к обвалу всего промышленного производства в Европе и росту безработицы. «Совершаемое Европой энергетическое самоубийство будет иметь долгосрочные последствия. Мы уже видим снижение ее экономического потенциала, утрату конкурентоспособности и прямые потери для инвесторов»,- сказал Игорь Сечин.
Так, во Франции фондовый индекс CAC 40 снизился на 18%, в Германии индекс DAX снизился на 19%, в Италии – на 22%. Суммарно инвесторы трех европейских стран уже потеряли порядка 1,6 трлн долл., отметил глава «Роснефти».
В Германии индекс цен производителей в апреле вырос на 33,5% по сравнению с предыдущим годом, а затраты на энергию выросли на 87,3%, что существенно снижает конкурентоспособность крупнейшей экономики Европы.
Кроме того, индекс цен производителей вырос на 37,2% по сравнению с предыдущим годом. Агрегированный индекс цен на энергию вырос на 35,6% в ЕС в целом, а в Бельгии, Нидерландах и Эстонии превысил 60-80%.
При этом на фоне падения практически всех фондовых индексов капитализация трех крупнейших компаний американского ВПК (Raytheon, Lockheed Martin, Northrop Grumman) с начала года выросла на 19%, в то время как индекс S&P 500 снизился на 23%.
В результате значительного ускорения инфляционных процессов из-за роста геополитических рисков, нарушения устоявшихся логистических цепочек и углубления энергетического кризиса произошел структурный рост стоимости жизненно важных для европейской экономики товаров.
«Цены на металлы выросли на десятки процентов, а рост цен на удобрения и вовсе составил более 180%, что во многом стало следствием отказа от дешевого газового сырья. Рост цен на пшеницу, ячмень и кукурузу составил около 80%, причем в дальнейшем можно ожидать еще большего роста в связи отложенным эффектом роста цен на удобрения»,- сказал Игорь Сечин.
В целом, по оценкам банка J.P. Morgan, рост цен на энергоносители только в 2022 году может стоить Еврозоне дополнительные 550 млрд евро, что эквивалентно 4,5% ВВП.
«Все больше немцев считают, что прежний уровень потребления стал им не по карману. Министр экономики Германии Роберт Хабек уже признал, что стране придется столкнуться с «новой бедностью»,- отметил глава «Роснефти».