В последние месяцы значительно возросли случаи страхового мошенничества с подстроенными ДТП. Как сообщили во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС), ущерб от страхового мошенничества за 2020-2021 годы составил более 10 млрд рублей. Абсолютное большинство – около 95% – фиксируется в сфере автострахования.
Злоумышленники пользуются разными схемами, но наиболее опасной стала механика, когда преступники, чтобы получить страховку, намеренно подстраивают аварии с ничего не подозревающими водителями.
Например, мошенник делает вид, что сворачивает с кольца, включает поворотник и, когда машина на второстепенной дороге начинает ехать, резко тормозит и провоцирует столкновение. Или мошенник едет на мигающий желтый сигнал светофора, а потом внезапно якобы передумывает проскочить перекресток, резко останавливается, и позади идущая машина не успевает затормозить.
Инспекторы ГИБДД фиксируют такие происшествия и оформляют протоколы (либо злоумышленники сами составляют европротоколы), после чего обращаются к страховщикам для возмещения ущерба. Выплаты по ОСАГО они получают в течение 30 дней.
Не менее распространенные сценарии у страховых мошенников – намеренное сталкивание автомобилей и инициирование ДТП, но по предварительному сговору обоих сторон.
Роль «виновника» аварии чаще всего достается владельцу старенького авто отечественного производства таких марок, как ГАЗ, ВАЗ или грузовиков ЗИЛ, КАМАЗ, которые в эксплуатации уже больше 10 лет. А вот «потерпевшая» сторона — в основном водители дорогих автомобилей: Mersedes Benz S-класса, BMW, Porsche, а также праворульные машины (их ремонт особенно затратен).
«Только в прошлом году наши выплаты по, как потом оказалось, липовым ДТП составили более 50 миллионов рублей по ОСАГО в двух регионах — в Новосибирской и Нижегородской областях: там больше всего эпизодов», — рассказывают в страховой компании «Согласие». «Если раньше у службы безопасности возникали сомнения в подлинности происшествий, мы проводили объективные экспертизы, анализировали соответствие повреждений заявленным событиям, проверяли возможный перевес деталей и искусственную ‘‘доработку’’ повреждений. Всё это восстанавливало истинную картину, и, если эксперты устанавливали мошенничество, мы отказывались от выплат. Теперь злоумышленники усовершенствовали схему и устраивают реальные ДТП по предварительному сговору. Мошенники в качестве доказательств всегда предоставляют фото и видео столкновений и именно поэтому обязательно оборудуют видеорегистраторами даже самые старые машины, которые затем используют в своих постановках», — отмечают там.
Отличить настоящую аварию от намеренного ДТП, как поясняют автоэксперты, достаточно несложно, если внимательно проанализировать зафиксированные эпизоды. Во-первых, участники псевдоаварий, как правило, пересекаются сразу в нескольких ДТП (от 3 до 10) и при этом меняются ролями — виновник/пострадавший. Во-вторых, сценарии этих аварий однотипны. Чаще всего — наезд на впереди двигающийся автомобиль, выезд с прилегающей территории задним ходом или наезд на стоящую машину задним ходом. Мошенники при срежессированных столкновениях требуют компенсации за разбитое стекло задней двери, задний бампер и заднюю дверь у праворульных транспортных средств. После получения страховых выплат, нарушители закона ремонтируют свои машины кустарным способом, ставят неоригинальные запчасти, и в итоге остаются в хорошем плюсе от вырученной страховки.
«Если лавинообразный рост страхового мошенничества продолжится, это может привести к увеличению тарифов и вынужденному усложнению процедуры урегулирования страховых случаев. То есть, к тем негативным последствиям, которые скажутся на законопослушных автовладельцах, наших клиентах. Такое развитие ситуации мы рассматриваем как самый неблагоприятный сценарий. Поэтому сейчас делаем максимум для того, чтобы оказать всестороннее содействие правоохранительным органам и нашим коллегам в других страховых компаниях для установления злоумышленников и привлечения их к уголовной ответственности по статье 159.5 Уголовного кодекса РФ (мошенничество в сфере страхования)», — сообщили в «Согласии».