Управление в неопределённости: как поддержать сотрудников в эпоху нестабильности

23.05.2022 - В феврале 2022 года за несколько дней критически изменился политический и экономический ландшафт в России, создав неопределенность в привычных условиях жизни и работы. Консалтинговая компания «Культура Инноваций» провела исследование с целью выяснить, как период неопределенности влияет на сотрудников компаний. Платформа Авито Работа выступила информационным партнером исследования.

Цифры исследования:

20 компаний

100 глубинных интервью

176 человек приняли участие в  количественном исследовании

> 245 часов исследовательской работы

12 протестированных прототипов  решений

Лидер проекта Валерия Айзен, руководитель проектов в «Культуре Инноваций» и нейрокоуч, считает, что: «За последние годы у каждого из нас появился свой способ жить в неопределенности, когда так не хватает ориентиров, информации и опыта. Изменились способы планирования, принятия решений и, конечно, работы с людьми в компании. Задача нашего исследования – услышать и собрать опыт коллег из разных компаний, проанализировать, опираясь на человекоцентричную методологию, и создать решения, которые могут быть полезны не только нам, но и всему рынку, с которым мы обязательно поделимся результатами».

Что беспокоит сотрудников

По результатам количественного исследования команды исследователей выявила пять наиболее проблемных точек: вызовов, с которыми респонденты столкнулись весной этого года. Можно было выбрать несколько вариантов ответа:

·     Планирование (63%): Как планировать, если внешние и внутренние контексты меняются каждый день?

·     Давление ответственности (57%): Как лидерам не выгорать эмоционально, когда от их действий и состояния зависят другие люди и выживание бизнеса?

·     Управление эмоциями (51%): Как справляться с виной, стыдом, страхом и тревогой, когда вся команда испытывает сложные эмоции и не на кого опереться?

·     Управление энергией (47%): Как сохранять и восполнять энергию, если неизвестно, когда можно будет выдохнуть, а мотивацию получить негде?

·     Кризис смыслов и ценностей (47%): Как видеть смысл в действиях, кажущимися хаотичными, и продолжать чувствовать свою ценность, даже если компания сфокусировалась на другом?

… и что им помогает?

Что же касается точек опоры людей в неопределенности, то выводы исследования подтверждают рекомендации психологов. Респонденты отметили, что поддерживать себя им помогают:

·     рутина, работа, быт. Важно продолжить выполнять рутинные рабочие задачи, не прекращать заниматься спортом или хобби, даже если это стало казаться бессмысленным.

·     общение с близкими. Встречи с друзьями, семейные вечера, прогулки с детьми напоминают о важных ценностях и наполняют энергией.

·     ограничение входящей информации. Частичный или полный отказ от соцсетей, ограничение и тщательный выбор источников информации помогают снизить тревогу и получать только важные новости.

·     быть опорой для других. Фокус на том, как помочь окружающим справиться с неопределенностью, возвращает чувство контроля и привносит новый смысл.

·     сообщество единомышленников. Обсуждение конкретных профессиональных или личных вопросов с теми, кто решает схожие задачи, смещает фокус с общего новостного фона и паники на реальные действия.

·     физическая активность. Умеренная и регулярная физическая активность помогает справляться со стрессом на гормональном уровне, наполняет энергией и отвлекает от тревожных мыслей.

·     психологические практики. Опору дает общение с психотерапевтом, коучем, регулярная медитация, дыхательные практики или любая другая доступная возможность снять эмоциональное напряжение в безопасной среде.

Как управлять командами в эпоху неопределенности?

На основе полученных данных команды-участники Shared Research создали 257 идей и решений для управления в неопределенности, которые легли в основу 12 прототипов. Некоторые из прототипов:

·     Дашборд «Пульс компании». Решения, позволяющие каждому сотруднику компании видеть ключевые метрики и намерения компании в режиме «онлайн».

·     «Деструктивная среда». Деструктивный чат, где можно найти пару для обсуждения актуальных проблем.

·     Платформа Teamder. Решения, позволяющие каждому сотруднику компании находить единомышленников по генерации и реализации идей и проектов.

·     «Время хороших новостей». Портал, на котором сотрудники делятся только хорошими новостями, хвалят друг друга и благодарят за поддержку.

·     Сообщества сотрудников. Сообщества по интересам в компании, которые позволяют сотрудникам найти коллег для общения на рабочие и личные темы и получить эмоциональную поддержку.

Артём Кумпель, управляющий директор Авито Работы комментирует: «Состояние неопределенности угнетает настроение в командах. Неизвестность вызывает дискомфорт, и задача руководителей — снизить стресс и создать безопасную среду для рабочих процессов. Привычные рутинные задачи, сообщество единомышленников и доверительное общение — это тот базовый минимум, который можно поддерживать в любых компаниях. Последние несколько лет рынка труда можно охарактеризовать периодом, когда работодатель и сотрудник перестают быть просто функциями. Это полноценные партнеры, которые заботятся о благополучии друг друга. Мы благодарим команду «Культуры инноваций» за фундаментальное исследование. Уверен, что полученные решения помогут работодателям поддерживать и помогать сотрудникам в сложные моменты».

Полный отчёт исследования доступен по данной ссылке.

Другие пресс-релизы