Москва, 23 мая 2022 г.
ПАО «ГМК «Норильский никель», крупнейший в мире производитель палладия и рафинированного никеля, а также один из крупнейших производителей платины и меди, представляет девятый обзор рынков никеля и металлов платиновой группы, подготовленный экспертами «Норникеля» на основе фундаментального анализа мировых экономических и отраслевых данных.
Полностью обзоры доступны на сайте «Норникеля».
Металлы платиновой группы
Рынок металлов платиновой группы в начале 2022 г. испытал на себе эффект от непредсказуемых событий, «черных лебедей», которыми стали резкий рост геополитической напряженности и экономические санкции. В связи с этим перспективы поставок из России, как и темпы восстановления автомобильного сектора — основного потребителя металлов платиновой группы, на сегодняшний день туманны.
Более того, эпидемия коронавируса, ставшая главной причиной нарушений в цепочках поставок в последние несколько лет, все еще не ушла и продолжает непредсказуемым образом сказываться на рынке, включая недавние вспышки в Китае. Наряду с сохраняющимися ограничениями в логистике это может отложить восстановление рынка микросхем как минимум до 2023 г., что подорвет мировое автомобильное производство.
Мы снизили прогноз мирового производства легковых автомобилей до 80 млн шт. в 2022 г. и 91 млн шт. в 2023 г. по сравнению с нашим прогнозом в ноябре 2021 года — 86 млн и 93 млн шт. соответственно. В результате спрос на палладий в 2022 г. может снизиться на 570 000 унций, на платину — на 170 000 унций, а в 2023 г. — на 370 000 унций по палладию и на 120 000 унций по платине.
Палладий
Мы ожидаем, что в 2022 г. мировой спрос на палладий вырастет на 3%, до 10,3 млн унций, в основном за счет частичного восстановления автомобильного сектора после низкой базы 2021 г. Предложение металла также немного вырастет в первую очередь за счет восстановления производства «Норникелем» после аварий, произошедших в 2021 г. В результате ожидается, что рынок палладия в текущем году будет близок к балансу, дефицит составит 0,1 млн унций, или порядка 3 т.
Риски, связанные с экспортом палладия из России, усиливают неопределенность для потребителей и способствуют росту волатильности цен. Однако «Норникель» подтверждает производственный прогноз на 2022 г. и продолжает поставки металлов в соответствии с контрактными обязательствами, несмотря на логистические сложности, связанные с ограниченной доступностью международных авиаперевозок.
В 2023 г. рынок палладия, по нашим прогнозам, останется сбалансированным, так как восстановление спроса со стороны автомобильной промышленности будет в основном компенсировано ростом предложения вторичного металла.
Платина
Мы полагаем, что профицит рынка платины в 2022 г. составит около 0,9 млн унций (28 т). В 2023 г. профицит сократится до 0,6 млн унций (19 т) в основном за счет восстановления автомобильного сектора.
Мы ожидаем, что в текущем году спрос на платину со стороны автопроизводителей будет стагнировать, так как частичное восстановление спроса со стороны мировой автомобильной промышленности будет компенсировано снижением потребления в Китае, где использование металла в производстве машин снизится в 2022 г. на фоне оптимизации удельного использования металла на один автомобиль после его значительного роста в 2021 г., что было продиктовано введением более жестких экологических норм по выбросам вредных веществ грузовых автомобилей (China VI). Дополнительное негативное воздействие на спрос на платину оказывает продолжающееся снижение доли дизельных автомобилей в Европе, которая упала на 5 п. п. в 2022 г. в сравнении с прошлым годом и достигла 16%. Ожидается, что водородная экономика создаст значительный дополнительный спрос на платину, однако потребуется еще как минимум пять лет, прежде чем эта отрасль станет крупным потребителем платины. Однако этот процесс может ускориться, поскольку Европа в текущих условиях стала занимать более агрессивную позицию на пути перехода к безуглеродной экономике.
В этом году ожидается снижение предложения из Южной Африки, так как большая часть накопленных материалов незавершенного производства уже была переработана в течение 2021 г. Существует также значительный риск в отношении поставок первичного сырья из этого региона в текущем году, поскольку все крупные производители металлов платиновой группы должны провести переговоры о заработной плате с местными профсоюзами, что чревато продолжительными забастовками.
Никель
Мы ожидаем, что в 2022 г. рост спроса на рафинированный никель замедлится до +11% и составит 3,17 млн т по сравнению с ростом в 2021 г. на 17%. Такой сценарий отражает текущую ценовую конъюнктуру, высокую инфляцию в ведущих экономиках мира и неопределенность глобального макроэкономического прогноза.
Ожидается, что в 2022 г. на рынке никеля будет наблюдаться умеренный профицит в объеме около 40 000 т, в основном низкосортного никеля. Это оставляет наш предыдущий прогноз практически без изменений.
При этом беспрецедентная ценовая волатильность, новые ограничения из-за вспышек пандемии коронавируса, растущее инфляционное давление и возможные производственные ограничения на фоне крайне ограниченных биржевых запасов никеля могут существенно повлиять на наш прогноз 2022 г.
В 2023 г. мы прогнозируем увеличения профицита рынка до порядка 100 000 т, сконцентрированного на рынке низкосортного никеля, благодаря вводу новых мощностей по производству чернового ферроникеля в Индонезии, а также росту производства химический соединений и дальнейшему увеличению выпуска металлического никеля, порошка и ферроникеля.
Прогнозируется, что в 2023 г. 16%-й рост предложения никеля превзойдет увеличение потребления в секторах нержавеющей стали и аккумуляторных батарей, которое составит 14% в годовом исчислении. Однако больший рост выплавки нержавеющей стали и производства электромобилей может привести к более значительному увеличению спроса на никель, тогда как наращивание мощностей по производству чернового ферроникеля в Индонезии и на прочих проектах может в очередной раз не реализоваться.