В рамках Всемирной выставки «ЭКСПО-2020» состоялась экспертная дискуссия о будущем российского образования. С какими ключевыми выводами система подошла к концу второго пандемийного года, что хочет от системы общество, есть ли конкуренция между частным и государственным и какую роль в процессе смены парадигмы определили себе те, для кого и работает образование – сами дети, в итогах секции. Панельная дискуссия «Смена парадигмы: какие смыслы и ценности формируют образование сегодня?» прошла в рамках «Форума России: определяя будущее», который проходит при поддержке Минпромторга России и Фонда Росконгресс.
«Общество сегодня – это общество разных людей, по-разному смотрящих на наш мир и умеющих по-разному адаптироваться. Кто-то умеет это делать лучше, кто-то хуже», — задал тон секции модератор, управляющий директор Ozon Сергей Беляков.
Открыла дискуссию директор Фонда «Контент» Елена Соколова:
«По принципу такой «разности» как раз и создан прорывной проект «Точка Юниор» — площадка взаимодействия подростков, представителей органов власти, социальных институтов и бизнесом. Участники проекта – школьники старшей школы, студенты техникумов и колледжей, воспитанники социальных учреждений. От них в режиме реального времени мы получаем информацию о том, что и как меняется в образовании. Мы видим, что на сегодняшний день не изобрели универсальную «волшебную палочку», которая разрешит все сложности, однако есть идеи и кейсы, масштабирование которых может стать серьезной действующей силой и исходят они от тех, для кого система образования работает ежедневно», — заключила Елена Соколова.
Важность фиксации внимания на потребностях человека и умении вовлекать аудиторию в реальную практическую деятельность подтвердили генеральный директор научно-технологического кластера «Воробьевы горы» Виктор Вайпан и замглавы «Иннопрактики» Наталья Попова. По словам Поповой, пандемия заставила переосмыслить ценности во всех сферах жизнедеятельности. Фокус на человеческий капитал является сегодня одним из наиболее важных как с точки зрения развития технологий мирового уровня, так и с точки зрения благополучия граждан.
В рамках дискуссии спикеры остановились на теме конкуренции между фундаментальным – государственным и получившим мощный импульс развития в последние годы EdTech-сегментом.
«EdTech не конкурируют с системой формального образования. Школы и вузы сильны в том, чтобы давать фундаментальную основу, а на наши клиенты – это зачастую те, кто хочет получить знания и навыки актуальные здесь и сейчас и сразу начать применять их в профессиональной сфере или, например, показывать высокие результаты на ОГЭ и ЕГЭ, — прокомментировал тему вице-президент компании SkyEng Макар Гончаров. – Одно из преимуществ нашей отрасли — это быстрая реакция на изменения и запросы, поэтому мы можем с большой скоростью создавать востребованные продукты для всех участников системы образования. Кроме того, технологии помогают принимать решения на основе данных и это позволяет сделать образование более персонифицированным.
Всё это, в условиях здоровой конкуренции между компаниями приведёт к тому, что игроки рынка будут соревноваться друг с другом за качество контента и образовательного результата, а значит выиграет конечный пользователь».
Об отсутствии ощущения конкуренции и успешном пилотировании в режиме пандемийной неопределенности сообщил руководитель Ассоциация инновационных регионов России Иван Федотов. В своем выступлении глава АИРР особо отметил, что традиционные институты никогда не будут вытеснены, особенно в разрезе фундаментального образования. Университет – это в первую очередь место социализации, на которую нанизывается получение знаний.