Диалог на равных. Приглашенные гости: Березкин Г.В., Дюков А.В.

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ  

Энергосистема России имеет высокую устойчивость и большой потенциал для развития  

«Если говорить о российской энергетике, у нас есть запас прочности и по нефти, и по газу. Компания "Газпром нефть" имеет резервные мощности, которые мы используем для того, чтобы наращивать добычу в соответствии с тем графиком, который установлен ОПЕК+. Более того, мы увеличиваем инвестиции, осуществляем дополнительные инвестиции во втором полугодии этого года для того, чтобы создать резервные мощности для возможности увеличения объемов добычи нефти в следующем году. В следующем году мы сможем увеличить объемы добычи жидких углеводородов и нефти на 10%. Если говорить о ситуации на внутреннем рынке — газ, электроэнергетика, нефтепродукты, то, честно говоря, мы не видим какой-либо проблемы. Нет дефицита, стабильные цены», — председатель правления и генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков.  

«Сегодня российская энергосистема, да и все мировые энергосистемы — это достаточно хорошо управляемые, масштабные, колоссальные организации и системы. И что нужно для того, чтобы получился какой-то бизнес? Деньги, технологии, продукты. Все верно. Но нужна еще одна вещь — нужна проблема, желательно, как ни парадоксально, чем масштабнее проблема — тем лучше. Потому что все знания, желания, разработки и все остальное останется на полке, если это все не решает какую-то конкретную насущную проблему», — предприниматель, владелец РБК, член Бюро Российского союза промышленников и предпринимателей Григорий Березкин.  

Кадры являются основой для развития  

«Нефтяная отрасль — это отрасль, в которой интересно работать в настоящий момент. Это отрасль наукоемкая, инновационная, и она постоянно генерирует какие-то новые инновации и заставляет те отрасли, которые являются смежными, тоже производить эти инновации. Мы со своей стороны пытаемся сделать все, чтобы бывшие студенты приходили в нашу компанию уже хорошо подготовленными. У нас разработана и реализуется программа сотрудничества с различными университетами, это десятки университетов, у нас 21 совместная магистерская программа с различными вузами от Томска до Санкт-Петербурга. У нас девять созданных научно-образовательных центров и лабораторий. Каждый год порядка 2 тыс. студентов проходят практику на наших предприятиях», — председатель правления и генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков.   

«Бизнес 90-х и сегодняшний сильно отличаются. В наше время можно сделать вполне себе такой немаленький бизнес вообще без инвестиций, без больших инвестиций уж точно. Когда нужны всего лишь знания, ваш опыт, безусловно, ваша энергия и еще несколько компонентов. В каком-то смысле моя миссия стоит в том, чтобы вовлекать в бизнес как можно больше людей. Потому что мне кажется, мы все хорошо с вами понимаем, что только бизнес создает новые рабочие места, только новая промышленность, новые проекты создают налоги. Социальная сфера отсюда возникает, и в общем, это растит людей. Конечно, это реализация желаний, реализация каких-то планов и мечтаний», — предприниматель, владелец РБК, член Бюро Российского союза промышленников и предпринимателей Григорий Березкин.   

ПРОБЛЕМЫ   

Неоднородность развития энергетических рынков в мире   

«Мы видим кризис на европейском рынке газа и электроэнергии. Если говорить о российском рынке, то в принципе проблем нет. Европейский рынок газа и электроэнергии — это проблема. Это дефицит и как результат — высокие цены. Об этом в рамках Российской энергетической недели говорили уже много, и это совокупность негативных факторов и событий, начиная от природных явлений, катаклизмов. Холодная зима, потом жаркое безветренное лето и, соответственно, падение уровня воды в той же Турции, необходимость для стран, которые делают ставку на гидроэнергетику, переходить на газ», — председатель правления и генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков.  

«В России есть порядка 100 тепловых электростанций угольных и газовых. В Москве их только приблизительно 20. Они загружены всего на 48–50%. Рынок и потребители платят за электроэнергию и за мощность как за 100%. Это проблема носит вообще глобальный характер. В разных странах она проявляется в той или иной степени, но всюду она есть. И точно это вопрос не хозяйственности или плохого управления», — предприниматель, владелец РБК, член Бюро Российского союза промышленников и предпринимателей Григорий Березкин.   

РЕШЕНИЯ   

Проводить поиски альтернативных способов получения и экономии энергии  

«Нам нужно инвестировать и развивать нашу новую энергетику. Это и возобновляемые источники энергии, и атом, и водородная энергетика, и использование технологий улавливания углекислоты. Эти технологии, новые продукты — они должны позволить нам продлить жизненный цикл использования и наших традиционных энергоносителей, углеводородов, в том числе газа», — председатель правления и генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков.    

«Важное направление работы — снижение углеродной интенсивности. Мы ставим перед собой задачу снизить на треть нашу углеродную интенсивность к 2030 году за счет повышения нашей энергоэффективности, сокращения объемов сжигания попутного газа. Мы должны смотреть на возможности диверсифицировать бизнес, на создание новых продуктов и технологий нового энергетического уклада. Нефтяные компании уже производят водород из метана, этот водород называют "серым", но, применяя технологии по улавливанию, закачке и хранению углекислого газа, мы можем сделать этот водород "голубым". Ну а де-факто он будет "зеленым", поскольку будет иметь низкий углеродный след», — председатель правления и генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков.  

«Самые пиковые электрические мощности — на 8 ГВт, это приличная большая энергосистема, которых в стране несколько штук, — работают несколько недель в году, зимой. Если можно было бы эти 8 гигаватт заменить на модель управления спросом, то мы бы не были обречены постоянно платить за резерв мощностей. И это, конечно, "зеленый" бизнес, потому что в момент, когда сокращается потребление, не сжигается уголь, не сжигается газ. Если мы выйдем на полное замещение пиковой нагрузки в нашей стране через управление спросом, то мы в год сможем сократить выбросов на 16 млн тонн углекислого газа. Это эквивалентно тому, что порядка 4,7 млн машин фактически не выбрасывают углекислый газ — это столько машин в Москве», — предприниматель, владелец РБК, член Бюро Российского союза промышленников и предпринимателей Григорий Березкин.   

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org​

Другие пресс-релизы