КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Снижение выбросов и достижение высокого уровня энергоэффективности, в том числе в сфере ЖКХ, на фоне ужесточения международного законодательства является стратегической задачей для Российской Федерации
«Мы видим рост внимания к проблемам экологии со стороны населения, также мы видим ужесточение международного законодательства в части потребления углеводородных ресурсов. Такие вводные — это вызов, но в то же время это и возможность для улучшения качества и надежности оказываемых услуг, для повышения экономической эффективности. Поэтому достижение высокого уровня энергоэффективности — стратегическая задача национального значения. И жилищно-коммунальное хозяйство здесь не исключение, наоборот, это одна из отраслей, которая требует наиболее пристального внимания… Повышение показателей энергетической и экологической эффективности закладывается в национальные проекты и государственные программы», — первый заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Ломакин.
Необходимо проведение качественной модернизации системы ЖКХ в России
«Нужно что-то сделать для того, чтобы сдержать темпы выбросов парникового газа и объем их поглощения. <…> Если сфера ЖКХ не будет трансформирована за ближайшие десятилетия, она станет серьезным сдерживающим фактором в снижении углеродоемкости российской экономики», — заместитель Министра энергетики Российской Федерации Петр Бобылев.
«В части жилищно-коммунальной инфраструктуры необходима масштабная модернизация на основе современного, энергосберегающего и отвечающего всем нормам безопасности оборудования», — первый заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Ломакин.
ПРОБЛЕМЫ
Снижение эффективности и надежности систем сферы ЖКХ, потери компаний при использовании энергосервисного оборудования льготными категориями граждан
«Основной барьер, который у нас существует на сегодня в МКД (многоквартирные дома — Ред.), — это так называемые льготники. Льготы не распространяются на энергосервис, поэтому либо энергосервисная компания должна эти деньги взымать с соседей, либо терпеть убытки. Либо тот, кто получает льготы, должен платить больше, чем он платил до того, как ему установили энергосервисное оборудование», — руководитель комиссии ЖКХ Общественного совета Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирина Булгакова.
РЕШЕНИЯ
Разработка стандартов строительства и модернизация системы ЖКХ, использование для работы по ним инструментов «инфраструктурного меню»
«Надо разрабатывать региональные программы реконструкции, учитывающие необходимость повышения энергоэффективности. Создать энергоэффективные стандарты для основных проектных решений. Важно прорабатывать вопросы привлечения инвестиций собственников и частных инвесторов. <…> Сейчас у нас имеется значительное количество инструментов, которые могут быть направлены на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, в первую очередь — это инфраструктурные бюджетные кредиты, которые позволяют проводить модернизацию коммунальных объектов. Еще один эффективный механизм поддержки на возвратной основе — это средства Фонда национального благосостояния. На сегодняшний день прорабатывается этот механизм, выделено 150 млрд рублей с долей финансирования в проектах до 80% по ставке 3,5% годовых в течение 25 лет, то есть это такой достаточно перспективный льготный механизм, дополнительно рассматривается возможность увеличения объема привлекаемых средств в Фонд национального благосостояния в два раза», — первый заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Ломакин.
Повышение энергоэффективности существующих объектов за счет проведения капитальных ремонтов
«Если мы говорим про уже построенные здания, то здесь реализуется программа по стимулированию энергоэффективности капитального ремонта. Это выгодно и населению, и государству, так как позволяет сократить самую большую статью расходов — на теплоснабжение. Снижение платы может доходить до 30%, в некоторых случаях — до 50%», — первый заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Ломакин.
«Энергопереход в ЖКХ — это прежде всего снижение потребления зданиями. Это и строительство энергоэффективного жилья, это и капитальный ремонт», — руководитель комиссии ЖКХ Общественного совета Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирина Булгакова.
«Капремонты, которые начались в 2005–2006 годах, они, конечно, изменили ситуацию. Хотя здесь [в рамках дискуссии] звучат слова о том, что есть энергоэффективный капремонт, есть неэффективный, — любой капремонт эффективен. Он будет менять ситуацию», — заведующий научно-исследовательской лабораторией методологических проблем энергосбережения ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет “МЭИ”» Евгений Гашо.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org